Продолжаю рассказ о путешествии в удивительное место- индийский штат Аруначал-Прадеш.
Я уже описывал нашу поездку в долину Таванг, но на этом наше путешествие по Аруначалу не закончилось, мы совершили поездку по штату и познакомились с племенами Аруначал-Прадеша.

После посещения долины Таванг, мы  спустились с горных перевалов на равнины штата Ассам. Проехав 160 км по асфальтированным трассами Ассама наш индийский джип Тата снова пересек границу штатов и доставил нас  в столицу Аруначал-Прадеша- город Итанагар. Отсюда начиналось наше путешествие по восточной части Аруначал-Прадеша и знакомство с племенным населением этого региона.

Население Итанагара около 100 000 чел, это достаточно большой город, хотя современным его не назовешь. Тем не менее, здесь есть все необходимое для туриста — приличные отели, рестораны, магазины, интернет и мобильная связь. Мы прибыли уже затемно, остановились в неплохом отеле и долго делились впечатлениями за вкусным ужином. Итанагар стал столицей штата совсем недавно.

Из достопримечательностей города можно отметить озеро Ганга или Gyakar Sinyi и новый буддийский храм Будда Вихара, освященный Далай-ламой. Мы посетили буддийский храм традиции Тхеравада,что  достаточно редкое явление для данного региона.
(Фото храма)

После осмотра храма мы заехали на местный рынок.
Многие товары, продающиеся здесь, я видел в первый раз.


Ассортимент удовлетворит любого аруначальца.


Личинки- особенный деликатес.

На рынке нам повезло встретить ярких представителей местного населения — людей из племени Ниши.


Один из них был одет в традиционный головной убор племени. Наш гид сказал, что это большая редкость в наш дни, и такие головные уборы надеваются по большим праздникам. Действительно в ходе всего дальнейшего путешествия мы больше не встречали людей в таких головных уборах.

еще один колоритный житель Итанагара.

После прогулки по рынку мы продолжили наш путь, чтобы попасть  в долину Зиро- место проживания племени Апатани.
Сразу за Итанагаром асфальтовая дорога закончилась и началась разбитая грунтовка!
Пообедали на дороге в местной забегаловке и уже под вечер, на подъезде к долине Зиро посетили первую деревню племени Ниши.

Представители этого племени живут в длинных домах на несколько семей, у каждой семьи свой очаг в доме.
Мертвых хоронят прямо на территории деревни, причем над могилой вешают лампочку — весьма странный обычай.


С помощью нашего гида мы освоили пару фраз на местном наречии, например «здравствуйте» (оно же «Как дела») будет звучать Ал-до-и, а спасибо — Пая Линчо.
Интересно то, что регион населяет 26 различных племен, и у каждого свой язык, поэтому практически каждый день, когда мы пересекали границы обитания разных племен, менялся и язык, нам приходилось выучивать несколько простых слов на каждом наречии, чтобы заслужить расположение местных жителей.
В этой же деревне мы ближе познакомились с представителями местного крупно-рогатого скота.

Животное называется Митун и играет важнейшую роль в жизни местных племен.
Это главный показатель достатка и статуса семьи. Чем больше митунов у человека-тем он богаче,
животных дарят на свадьбах и при различных спорах, приносят в жертву во время религиозных церемоний.

Чем больше митунов семья принесла в жертву тем более достойной она считается!
В некоторых домах можно увидеть огромное количество черепов данного вида.
Удивительно следующее -местные никогда не забивают животное просто для еды, убийство всегда приурочивается к некому празднику или церемонии и всегда несет религиозный характер. То есть митунов приносят в жертву а потом мясо делят среди участников церемонии. Так же надо заметить, что митун — животное полу-одомашненное. То есть в деревнях их не держат, они спокойно пасутся на склонах близлежащих холмов, а когда приходит время жертвоприношения их отыскивают и приводят в деревню. Мне данный способ животноводства показался странным, но местные сказали, что находят животных без труда, а если животное потеряется и его найдут жители другой деревни они обязательно сообщат хозяину, который правда должен запалить им за кормление животного или за ущерб который оно могло нанести сельскохозяйственным посадкам нашедшего! Само слово митун переводится с местного наречия как «белая еда», какой расцветки бы не был митун, его ноги всегда остаются белого цвета.

В Зиро мы приехали как обычно затемно и остановились в очень приятном отеле -«Голубые ели»


рассвет в Зиро

Зиро-город на высоте 1600 м и центр долины с одноименным названием. Место проживания племени Апатани, самого известного из 26 племен Аруначал-Прадеша. Знакомство именно с этим племенем было ключевым пунктом нашего маршрута. Племя Апатани получило свою мировую известность из-за женщин племени, которые считаются самыми красивыми в регионе и подчеркивают свою красоту весьма странным способом. Их лица украшены татуировками, а в нос они вставляют деревянные шайбы, из за чего имеют сходство с поросятами. Не смотря на то, что Индия уже много веков и даже тысячелетий открыта для иностранных путешественников, жители племени Апатани увидели первых белых людей около 60 лет назад. В то время они жили практически в первобытном обществе, не имея даже колеса.
Теперь их жизнь существенно изменилась. В долине есть электричество, телевизор, сотовая связь и товары из Китая. Тем не менее здесь еще можно увидеть традиционный образ жизни племени.

Традиция татуировать лица и делать вставки в крылья носа  прекратила свое существование около 30 лет назад.
Случилось это по вполне разумным причинам. Инициатором выступил студенческий совет Аруначал-Прадеша. Молодым девушкам племени, закончившим среднюю школу в Зиро, необходимо было продолжать обучение в университетах в Ассаме или других цивилизованных штатах, где их внешность вызывала насмешки. Поэтому данная традиция была полностью прекращена и сейчас, татуировки и дырки в носу можно увидеть только у наиболее старых представителей племени, а в ближайшие десятилетия, представители данной традиции полностью исчезнут.

Уместно рассказать о истории племени Апатани. Свои корни племя берет на равнинах Монголии несколько тысячелетий назад. Монголы мигрировали через перевалы Тибета и в конце концов добрались до территории современной Индии, они нашли свое пристанище в долине Зиро более 400 лет назад. Жизнь в долине показалась им настолько комфортной(не удивительно после Тибета) что они решили остаться здесь. Сейчас Апатани проживают только на территории долины Зиро в штате Аруначал-Прадеш. Общая численность на данный момент около 26 000 чел. Осев в долине Зиро, Апатани занимались исключительно земледелием и не вели войны с соседними племенами. Случилось так, что женщины племени прославились своей красотой и соседние племена начали совершать набеги и отбирать у Апатани их женщин. Именно это и подвигло женщин племени наносить на свои лица татуировки и вставлять в нос причудливые украшения. Со временем такие украшения стали эталоном красоты, и чем большего размера туннель в носу у женщины тем красивее она считалась! И сейчас можно увидеть увядающих старушек по огромным туннелям которых можно судить об их привлекательности в молодости!

Деревня Хари, проложены асфальтовые дороги, но жилища остаются традиционными!

За один день в долине Зиро, мы посетили 3 самые крупные деревни Апатани. Наибольшая из них деревня Хари. Сейчас сюда ведет асфальтовая дорога, к каждому дому тянется электрический провод. Но стоит заглянуть в дома, как сразу понимаешь, что жизнь здесь мало изменилась за последнее время. Дома продолжают строить из бамбука, которым богат данный регион. Хотя крышу кроют железом и иногда используют жб фундамент.


Апатани- земледельцы. Все поля в долине оборудованы для выращивания риса. В центре некоторых заводей прорыты канавы для разведения рыбы.
Обстановка в доме Апатани-традиционная.
В центре большой комнаты очаг или два, если в доме живет 2 семьи.Топят дровами, которые сушатся над очагом, спят на полу, под домом содержат свиней, так же разводят кур, у каждого дома есть небольшой участок для выращивания овощей.

Напротив каждого дома Апатани обязательно стоит небольшой алтарь или даже несколько.

Такой алтарь называется Дгнен.
Тут стоит упомянуть о религии Апатани. Местные жители исповедуют религию Дони Поло, что в переводе означает Луна и Солнце.
По сути это анимистические верования или шаманизм.


Шаман в традиции Апатани зовется Нибу, это всегда очень уважаемый человек и лидер общины. Центральную роль в религии играет…яйцо, и многие поклоняются вполне конкретному яйцу Айо Дани или божественное яйцо, которое снесла курочка в районе г. Дапориджо. На этом яйце как бы отпечатан  лик солнца и оно считается священным. Так же яйца повсеместно используют в различных ритуалах и их скорлупа украшает крыльцо каждого дома в деревнях Апатани. Важную роль в жизни Апатани играют праздники,всего в году 3 больших праздника и несколько маленьких. Основные праздники Мьёко-26 февраля, Мопин- 5 апреля, Дри-5 июля  Большие праздники отмечают с размахом. Это лучшее время для посещения долины Зиро, в это время проходят различные церемонии и ритуалы, люди одевают свои национальные одежды. Наш гид рассказал что в это время можно зайти в каждый дом, пообщаться с жителями, угоститься местным пивом. Пиво Апатани делают из риса и называется оно ОО. На вид похоже на кофе с молоком, вкус терпимый.
Во время праздников местные собираются вокруг церемониальных платформ которые здесь называются Лапанг. Одна из таких платформ даже занесена в список наследия Юнеско за свою древность! На платформе восседает шаман, он занимается прорицательством, лечением и прочими шаманскими занятиями.


Неизменный атрибут любой деревни Апатани — шест похожий на телевизионную антенну, он называется Бабо и возводится как отдельной семьей так и общиной в целом. Семья возводит Бабо в случае рождения долгожданного наследника, а община с целью отметить какое-то крупное событие или после значимого ритуала во время фестиваля Мьёко. Раньше шесты Бабо использовались для причудливых акробатических состязаний. Между ними натягивалась лиана и Апатани умело раскачивались на ней, сейчас еще можно увидеть такие состязания во время больших праздников.

Мужчины племени Апатани, хотя и не так колоритны как женщины, все же смотрятся гордо, многие завязывают волосы в пучок на лбу и протыкают его спицей, у каждого мужчины обязательно есть Дао- большой нож типа мачете, который используется в хозяйственных нуждах или в крайнем случае как оружие.
За один день в деревнях Апатани мы побывали в 3х гостеприимных домах и познакомились с местными жителями. В деревнях почти все родственники, жители делятся на кланы.

Особенно запомнился вечер в гостеприимной семье клана Бамин, наш гид приходился родственником старейшине клана и мы провели отличный вечер у костра за разговорами и местным пивом.
Знакомство с Апатани оставило очень приятное впечатление, самое лучшее время для посещение региона безусловно во время праздников, и я надеюсь обязательно вернуться сюда еще!

Из долины Апатани наш путь лежал дальше, на северо восток штата в регионы населенные племенами Хил Мири, Гало, Ади.
Весь следующий день прошел в пути по горному серпантину, дорожное покрытие было то сносным то отсутствовало, дорогу здесь постоянно размывает в сезон дождей.
Несколько раз за день мы делали остановки в селениях племен Ниши и Хил Мири. Это небольшие деревеньки у дороги, в некоторых есть небольшие закусочные, другие ничего не предлагают проезжающим. Жизнь здесь весьма простая. Религия здесь уже другая, и как не странно это христианство. В 60х годах здесь активно поработали католические  миссионеры.Теперь местные племена поголовно христиане. В каждом доме икона Девы Марии, а над каждым крыльцом рождественская звезда!


традиционна плетеная корзина из ротанга
вообще местные жители широко использую натуральные материалы в быту
например из ротанга, делают корзины, сумки шапки

традиционный заплечный рюкзак племени ниши сделан из ротанга

местный ремесленник нарезает стебель ротанга на маленькие полоски для плетения


Заезжем в очередную деревню. Здесь живут Ниши,  они промышляют охотой. Тут же по приезду нам предлагают купить шкуру гималайского медведя(достаточно редкий вид)

Заходим в хижину охотников. Самое значимое место на стене занимают трофеи — черепа различных животных. На вопрос сколько их здесь отвечают не сосчитать. Охотники показывают свои орудия- колчан с отравленными стрелами. Правда сейчас в охоте так же используют ружья.


хижина охотников

Уже затемно приближались к Дапориджо. Вообще почти каждый день мы приезжали в место ночевки затемно. Это происходило потому, что мы старались останавливаться в деревнях по дороге, знакомиться с бытом местных жителей, фотографировать.

Дапориджо манил нас своими огнями в ночи, но мы решили остановиться в небольшой деревне Личи не доезжая города в маленьком и простом гестхаусе. Сама деревня достаточно живописная и утром я прошелся по ее улицам с фотоаппаратом. Деревушка была особенно живописна в лучах восходящего солнца.


В самом Дапориджо мы заехали на утренний рынок. Самый ходовой товар — овощи. Здесь произрастает самый острый перец в Азии -Нагачили(перец Нага). Так же выращивают мандарины, они здесь очень дешевые и вкусные. Вдоль дороги множество мандариновых садов, наш гид сказал что поесть можно из любого, но забирать с собой нельзя- это уже воровство.


местная женщина ферментированным бамбуком-приправа весьма своеобразная на вкус

Пересекаем речку Субансири по огромному для этих мест железному мосту, и через несколько десятков километров останавливаемся еще в одной деревушке под названием Тапи,

Тапи- колоритная деревушка, раскинувшаяся на склонах холма.
Здесь выращивают мандарины. Местные жители очень приветливы.

Охотник племени Хил Мири. Вооружен ножом и рогаткой для охоты на птиц.
Нож-Дао уже другой формы, ножны тоже отличаются от тех что используют Апатани.

традиционный ткацкий станок

в доме старейшины

ремесленник в шапке из ротанга

На ночь прибыли в город Аало. На осмотр города сил после переезда уже не было, зато утром мы заехали в церковь религии Дони поло. Вообще последователи этой религии традиционно не имели церквей для поклонения, шаман приходил на дом или устраивал церемонии на открытом воздухе. Но чтобы не отставать от насаждаемого христианства, местные религиозные лидеры решили построить несколько церквей.

Шаман религии Дони-Поло выполняет ритуал благословления для прихожан.
Храм дони поло представляет из себя вместительное помещение, практически без декораций, за исключением  алтаря, сжато рассказывающего о истории религии.


Ворота в храм украшены изображением Митуна

Мы прыгаем в машину, которая за время путешествия стала нам уже родной, и продолжили путешествие по горному серпантину. В 40 км от Аало располагается уникальный мост. Созданный из комбинации железных тросов и бамбука он раскинут на все широкое течение речки Брахмапутры. Мост исключительно пешеходный, да и дороги за ним нет, только пешеходная тропа до следующей деревни.

После обеда в придорожной закусочной, мы заехали в гости еще в одну крупную деревню региона. Здесь мы где ближе познакомились с женским населением, и даже станцевали  и спели вместе! Мужчины в это время занимались важной работой по установке электрического столба.

Дома в деревне. Над крышей поднят флаг религии Дони-Поло. Красное солнце на белом фоне.


Зернохранилище в деревне.
Плоские деревянные шайбы используются для того,  чтобы ограничить доступ мышей в хранилище, лестница опускается только на время.


сортировка зерна

Вечером мы наслаждались пейзажами горных дорог,наш тур плавно подходил к завершению,грустно было покидать один из самых красивых штатов Индии- Аруначал-Прадеш.

На ночь мы  приехали в городок Пасигхат.
На следующий день мы покинули границы штата Аруначал-Прадеш. Нам необходимо было добраться в г. Дибругарх, откуда у нас был перелет в Калькутту. для этого нам предстояло проехать еще около 60 км и преодолеть реку Брахмапутру на пароме.
По дороге мы остановились на местном рынке чтобы размять косточки и закупиться товарами местного производства, из которых отдельно стоит выделить орех бетель, который выращивается и продается в Ассаме в большом количестве.

Наш гид не давал нам заскучать, по дороге мы заехали в местечко Малинитан, где располагаются самые крупные в Аруначал-Прадеше археологические раскопки. Археологи извлекли из под земли 3 храма постройки 10-11 веков. По легенде на этом месте любил отдыхать Кришна во время своих путешествий по региону. Позднее здесь построили храм.

После полудня мы прибыли к паромной переправе. На подъезде  ехали несколько километров по песчаным дюнам, которые являются ни чем иным как дном могучей Брахмапутры в сезон дождей. Пожалуй, за свою жизнь, я не видел реки такого широкого разлива. Сейчас же Брахмапутра была не более 300м  в ширину. Наш хрупкий паром вместил 4 автомобиля и внушительное количество пассажиров.


отчалить самостоятельно не получилось

закат на Брахмапутре

Плыть не более часа- паром скользит вниз по течению реки. Признаюсь, что было очень приятно неспешно плыть на закате по великой Брахмапутре, особенно после 2х недельной тряски в автомобиле по горному серпантину. Все участники поездки порядком подустали за время путешествия, но в Дибругархе нас ждала отличная гостиница и вкусный ужин!
А на следующий день-перелет в Калькутту, где колорит горных поселений сменился шумом улиц одного из самых больших городов Индии…

Путешествие по Аруначал-Прадешу оставило самые приятные впечатления, не смотря на свою сложность. Однажды я обязательно вернусь сюда, чтобы снова посидеть у костра с гостеприимными хозяевами, попить рисового пива Оо, поесть курятины запеченной в бамбуковом стебле, и конечно же еще раз увидеть женщин племени. Ведь в скором будущем их традиции останутся только на фото и кино пленках!