Во время одного из путешествий по Непалу мне посчастливилось принять участие в религиозном празднике «Мани Римду», который проводился в небольшой горной деревне.
Деревушка Таме (Tame или Thangme) находится в Непальских Гималаях, в долине Кхумбу.
Именно в этом районе находится самая высокая гора в мире – Эверест.
Ближайший аэропорт-Лукла, расположен в 3х днях пути, а знаменитая деревня Намче Базар, всего в 3х часа пути от Таме. Через Намче Базар проходят все караванные пути к подножию Эвереста.
Я отправился в трек к озерам Гокьё, этот маршрут идет параллельно треку в базовый лагерь восходителей на Эверст, только через другую долину. Помимо посещения озер Гокьё, моей целью было посещение маленькой деревушки Таме, где в последних числах мая проходит красочный буддийский фестиваль Мани Римду. Это одни из главных праздников в долине, он празднуется в нескольких горных монастырях, но везде в разное время, в Таме- весной, а в Тенгбоче осенью.
Фестиваль посвящен Авалокитешваре- бодхисатве сострадания, чьей инкарнацией на земле является Далай-Лама. В тибетском буддизме все божества имеют множество форм проявления, и если быть точным, то Мани Римду посвящен божеству Desheg Kuntu – одной из форм Авалокитешвары, так же известный как «Повелитель Танца» . Благодаря его возможности проявляться в танце в 6 измерениях, живые существа, населяющие эти измерения, могут достигнуть освобождения посредством созерцания этого танца. Такова легенда вокруг этого праздника. Не знаю посчастливилось ли мне достигнуть духовных высот, проведя в горном монастыре 3 ночи, но некой степени гармонизации я безусловно достиг!
Долину Кхумбу населяет народность Шерпа — одна из народностей в Непале и пожалуй одна из самых известных, благодаря свой выносливости. Именно Шерпы могут нести десятки килограммов груза в разряженном воздухе на пути к вершине Эвереста. В течении столетий, эти люди носили грузы через заснеженные перевалы между древними королевствами на территории Непала и Тибета. Шерпы, как и тибетцы, исповедуют буддизм, и являются очень верующими и религиозными людьми.
Сейчас Шерпа это бренд, символизирующий силу и выносливость, а так же название торговой марки выпускающей одежду для горного туризма.
Итак, рюкзак собран, провизия закуплена, и я сажусь в самолет марки Dornier, который больше напоминает небольшую маршрутку на 19 человек. За 20 минут полета я преодолел расстояние, которое ранее приходилось преодолевать на автобусе и пешком, а время в пути составляло 7-8 дней. Аэропорт в Лукле, расположенный на высоте 2800м, считается одним из самых опасных в мире. Длинна взлетной полосы 460 метров, она заканчивается обрывом. Часто рейсы отменяются из-за плохой погоды в горах. Тем не менее, мой рейс не был отменен и не упал в пропасть, я благополучно приземлился в аэропорту Луклы и начал свой путь в сторону заснеженных гималайских вершин.
За 2 дня я дошел до Намче Базара- самого крупного поселка на маршруте к подножию Эвереста. Туристы и восходители вынуждены проводить здесь 1 дополнительную ночь, чтобы лучше акклиматизироваться на высоте. В Намче есть вертолётная площадка, множество отелей и ресторанов, магазины с продовольствием и снаряжением. Здесь хорошо развита туристическая инфраструктура, в Намче вы действительно можете почувствовать себя комфортно, находясь на высоте 3400 м. Я провел здесь одну ночь для акклиматизации и солнечным утром вышел на северо-запад в сторону деревни Таме, где планировал провести несколько дней в небольшом буддийском монастыре. До Таме вполне можно дойти за 3 часа, перепад высот между Намче совсем небольшой и составляет около 350 м.
- Деревня Таме
Визуально деревня не очень большая, не более 50 домов, это совсем немного по сравнению с Намче. Тем не менее деревня имеет важное значение для непальцев . Это была последняя деревня на торговом пути из Тибета в Индию, где люди жили круглый год и вели торговлю солью и шерстью. Здесь провел свою юность Тенцинг Норгей, который вместе с сэром Эдмундом Хиллари осуществил первое восхождение на г. Эверест. Так же это дом для многих известных альпинистов народности шерпа, в том числе и для Апа Шерпа, который держит мировой рекорд по восхождения Эверест. Он поднялся на самую высокую точку планеты 21 раз.
- Апа Шерпа на фото справа
Буддийский монастырь в деревне Таме является одним из старейших в регионе Кхумбу, и известен своим ежегодным празднованием фестиваля Мани Римду.
Мани Римду или, как произносят местные, Mani Rildrub длится 13 дней, но самое интересное происходит на 10-13 день. Именно в эти дни я и пришел в монастырь Таме и поселился в монастырском гест хаусе. К слову сказать, условия проживания в монастыре отличные, комната очень уютная, хорошо прогреваемая солнцем, в комнате есть свет, а на кухне готовят вкусные момо.
Первые 8 дней фестиваля монахи проводят подготовительные церемонии, призывают духов защитников, усмиряют демонов. В первый и второй день ритуала монахи усмиряют демона известного как Дам Сри, во второй день освещают помещение храма и готовят площадку и делают необходимые подношения для постройки песчаной мандалы.
С третьего по пятый день фестиваля монахи строят песчаную мандалу и готовят лечебные пилюли из смеси масел муки и целебных трав а так же делают традиционные ритуальные фигуры из масла – торма. С 6 по 8 день ритуала, монахи находятся в гомпе, совершая ритуалы. В это время посетителям входить в гомпу запрещается. В течении этих дней монахи без остановки начитывают мантры, периодически сменяя друг друга без. В это время целебные пилюли заряжаются своей магической силой.
День 9 называется Chamgyu, с этого дня начинается танцевальное представление мистерии Чам или Тсам. В 2х словах смысл мистерии заключается в передаче зрителям учения Будды и благословения линии преемственности лам. На 9 день фестиваля верховный лама проводит инспекцию танцоров. Церемония начинается к полудню. Именно в это время я и добрался в деревню Таме.
В предвкушении церемонии, я вышел на центральный двор монастыря. Кроме меня во дворе было несколько местных зрителей и съемочная группа dhamma.tv из Германии. Настоятель монастыря и верховные ламы заняли свои места в ложе. Монахи одели свою праздничную одежду, которая называется-намбу, но в этот день монахи танцуют без ритуальных масок.
Ламы кружили в танце под аккомпанемент труб и цимбал. Один танец сменялся другим, даже без ритуальных костюмов танец выглядит очень красивым и пластичным! Сегодня монахи оттачивают детали , чтобы через день предстать перед зрителями во всем величии ритуальных костюмов.
Представление продолжалось до глубокого вечера. Темнота спустилась на деревню, и я удалился в свою комнату греться в спальнике и пить чай.
На десятый день церемонии монахи раздают благословлённые пилюли и субстанции всем желающим. Рано утром ламы собираются в храме для проведения заключительной церемонии под названием Desheng Kundal.
К полудню внутренний двор монастыря наполняется прихожанами. Люди стекаются со всех ближайших деревень, чтобы получить магические пилюли и благословение Ламы. Церемония начинается под звук труб и цимбал, монахи выносят во двор флаги, воскуривают благовония и оглашают долину звуком ритуальных раковин.
Следующим выходит монах, одетый в костюм долгожителя(mi tsering), символизируя собой благоприятные обстоятельства, дарующие долгую жизнь. За ним выходит старший монах несущий фотографию Trulzhig Ринпоче -главного настоятеля монастыря Таме(ныне ушедшего), за ним выходят все главные ламы монастыря, а так же приглашенные ламы. Процессия делает круг во дворе монастыря, затем фото Ринпоче водружается на трон, а ламы садятся по левую руку от него, начинается церемония раздачи благословленных субстанций.
Прихожане выстраиваются в очередь за подношениями, которые включают освященную воду, пилюли «мани» над которыми 3 дня читали мантры, а так же пилюли долгой жизни и благословенный чанг- освященное рисовое пиво. Высокий лама благословляет всех пяти цветной стрелой долгой жизни.
Прихожане оставляют денежные подношения ламам и музыкантам, которые неустанно трубят в бронзовые трубы. В этот важный день в монастыре можно увидеть всех важных людей долины и опытных альпинистов, в числе которых и Апа шерпа — человек покоривший Эверест уже 21 раз, больше чем кто либо другой. Заметно, что это действительно очень важный день в жизни долины!!! Церемония заканчивается уже в сумерках, гости разбредаются по домам, отмечать радостное событие, многим приходится добираться до своих домов не один час по горным гималайским тропам уже затемно!
Следующий день церемонии самый красочный, сегодня монахи исполняют мистерию Цам или как ее еще называют танец масок! Церемония начинается утром, монахи созывают зрителей из окрестных деревень громогласным звуком труб!
Всего, по ходу церемонии, будет исполнено 15 различных танцев, каждый из которых имеет свое глубокое сакральное значение. Это полная версия традиционной мистерии. Сегодня двор монастыря полностью заполнен жителями долины, все одевают свои лучшие наряды, для местных жителей мистерия Цам до сих пор является одном из главных развлечений.
В нашем, современном обществе кино и интернет давно стали главным развлечением, этих же людей на протяжении столетий притягивают ламы, кружащиеся в танце в своих расшитых костюмах и гневных масках.
Итак церемония начинается… и первый танец называется Ролчам или танец цимбал. В танце участвуют 10 монахов, одетых в свои праздничные одежды. Двор наполняется звонкими вибрациями цимбал отлитых по традиционной технологии из сплавов нескольких металлов. Это звучание активизирует чакры и прочищает тонкие каналы в теле. Монахи, облаченные в праздничные одежды, кружат в танце вокруг главного двора. Танец продолжается около 15 минут.
Следующим номером идет танец «Черных шляп и подношение золотого эликсира»
В этом танце принимают участие 8 монахов, они одеты в красиво расшитые костюмы, на головах у них черные шляпы, в руках ваджры и серебряные чаши. После выполнения ритуально танца каждый из участников кладет в свою чашу шарик тсампы(жареной ячменной муки) и наливает в нее чанг(рисовое пиво). Эта субстанция символически преподносится всем божествам местности и защитникам Дхармы . Смысл танца освящение земли на которой будет происходить мистерия Цам.
Третий танец в церемонии называется Джинг (Ging)
Исполнятся 8 танцорами. Исполнители одеты в красочные костюмы, четверо носят белые и зеленые маски, в руках у них цимбалы, они олицетворяют женские сущности в танце. Другие четверо в красных и желтых масках и олицетворяют мужчин, у них в руках барабаны. Танцоры представляют духов низшего порядка, что характеризует один череп, венчающий их корону. По легенде эти духи появляются в центре радуги. Символ радуги- разноцветная бумага, украшает маски по бокам.
Четвертый танец называется Дорже Троло и символизирует гневный аспект Гуру Ринпоче (Падмасамбхава-основатель тибетского буддизма).
Исполнится одним танцором одетым в богато украшенный костюм и гневную маску темно красного цвета. Как дань уважения божеству, перед выходом танцора, во дворе появляются монахи дующие в раковины, играющие на трубах и воскуривающие благовония. В след за ними из дверей храма появляется сам Доже Троло. Как правило, этот танец исполняется самым опытным монахом. Медленной походкой, исполняя ритуальные движения ваджрой, он спускается по лестнице во двор монастыря. Его костюм красиво украшен, а маску венчает хвост яка. Сделав круг, божество усаживается на специально подготовленный для него стул, а двое монахов делают ему подношения (цог). После этого Дорже Троло, в медленном танце скрывается за дверью храма.
Вслед за ним во дворе появляются 8 монахов исполняющих танец с барабанами. У этого танца нет конкретного ритуального значения. Во время его исполнения, монахи начитывают мантры линии преемственности.
Следующий идет танец Ми Церинга – долгожителя. Исполняется тремя танцорами. Это отчасти комическая постановка. Ми Церинг появляется в компании 2х помощников, в зеленой и белой маске и длинных плащах. Долгожитель делает простирания и подношения ритуального шарфа ламе. В то время как его помощники устанавливают стол и готовят подношения воды смешанной с цампой для голодных духов.
Все заканчивается веселым обливанием зрителей этим самым подношением. Вообще в мистерии есть несколько комичных танцев, для того чтобы зрители не заскучали от серьезности происходящего. Непальцы как дети смеются над проделками Ми Церинга.
Следующий, седьмой танец, называется танец освобождения или танец повелителей кладбищ. Исполняется четырьмя танцорами.
Сначала во дворе появляются духи охранители кладбищ –Читапати. Они одеты в характерные костюмы скелетов и носят маски-черепа, дополненные пятью маленькими черепами сверху и разноцветными бумажными «ушами», символизирующими радугу. Танцоры босые. В тибетской традиции они принадлежат к высшему рангу духов защитников и служат Яме-повелителю смерти.
После того как скелеты исполнят свою танцевальную партию, во дворе появляются двое танцоров в черных шляпах. В руках у них ваджра и пурба (ритуальный кинжал). Во время их танца Лама проводит ритуал освобождения, который заключается в протыкании кинжалом небольшой куклы человека, что символизирует освобождение духов умерших и перемещении их души в чистые земли Будд. Танец освобождения символизирует непостоянство жизни и предшествует появлению во дворе танцоров одетых в маски защитников учения.
Восьмой танец – один из самых красивых в церемонии. В нем принимают участие 8 монахов, одетых в маски защитников учения буддизма. Костюмы и маски-самые нарядные в церемонии.
Во двор монастыря по очереди выходят :
Махакала, он носит синюю маску с очень гневным выражением, в его руках чаша с зерном и кривой нож.
Следующим появляется Экаджати- божество женского рода, защитница тайной мантры. На ней маска красного цвета с единственным глазом во лбу и одним зубом. В своих руках она держит деревянную фигурку человеческого трупа и мангуста.
Все маски выполнены в соответствии с буддийской мифологией, костюмы искусно расшиты и украшены. В мистерии Цам находится место и для индуистских богов. Так следующим в числе защитников веры выходит Шива, на нем красная маска, в его руке копье украшенное макарой(мифологическое морское животное в азиатской мифологии) и ваджрой. В его левой руке петля.
Во двор монастыря выходят еще 3 танцора в масках божеств.
Вайшравана или Кубера, на нем красная гневная маска и шлем на голове в руках его знамя победы и черный мангуст.
За ним появляются 2 женских божества- Богиня Кладбищ и Драгоценная богиня долгой жизни.
Все 8 защитников веры кружат в монастырском дворе под аккомпанемент труб и цимбал. Зрители замирают в благоговении перед божествами. В это время в танце складывается мандала, обстановка дышит мистикой.
Это один из самых красивых и значимых танцев в мистерии, но это лишь середина церемонии, вслед за танцем защитников следует еще 7 различных танцевальных постановок.
Особенно хочу отметить еще одну постановку- танец Тогдена. Несмотря на то, что это комическая постановка, она полна смысла. Исполнитель танца одет в темню маску с большими глазами и длинными волосами на подобие дредов. Всем своим видом он напоминает индийского странствующего святого- садху или тибетского йогина-нгакпу.
Сначала Тогден, приветствует Ламу и собравшуюся публику, потом следует короткая лекция о принципах буддийского учение, и по факту это единственная постановка во время всего действия, где объясняются основополагающие принципы буддизма. Далее помощник Тогдена- Таши Дондуб приносит бутылку пива, которую они незамедлительно выпивает! Следующая часть постановки посвящается отсечению собственного эго и жертвования своего тела голодным духам, так называемая практика чод. В определенный момент Таши Дондуб приносит мешок с цампой, и они начинают посыпать собравшуюся толпу мукой и поливать пивом. Все собравшиеся весело смеются, а детишки откровенно побаиваются эту парочку, но по традиции, быть измазанным этой мукой- большое благо!
В определенный момент, Таши Дондруб рожает ребенка, во дворе монастыря появляется кукла малыша. Далее, чтобы показать непостоянство проявленной энергии, ребенок умирает. Возникает необходимость транспортировать тело на кладбище, и тут на сцену выхожу я!
Точнее меня выводит Тогден и его помощник. Мне на спину привязывают куклу умершего ребенка и под гогот и улюлюканье зрителей водят по двору монастыря! Естественно во всеобщем веселья я даже не подозреваю, что несу на спине труп ребенка! Затем Тогден совершает практику чод, делает подношения и молитвы Ламе и всем присутствующим, после чего пытается проткнуть себя бутафорским мечом, получая аплодисменты и денежные подношения от зрителей.
Церемония подходит к завершению с наступлением темноты. Монахи кружили в танце, меняя костюмы более 8 часов. Среди танцоров есть и пожилые люди, но на их лицах как будто нет признаков усталости.
Для верующих буддистов, Цам это мощное средство умиротворения и нейтрализации злых духов, средство ведущее к просветлению сознания через визуальный образ а так же, подготовка человека к смерти и переходу в состояние именуемое бардо.
Для танцоров это средство достижения состояния осознанности и концентрации, медитация в танце.
Для местного населения подобные представления издервне являлись традиционным и часто единственным развлечением. Жители горных долин не избалованы современными способами проведения досуга, такими как кино и интернет. В связи с глобализацией во многих деревнях дома украшают спутниковые тарелки, тем не менее, костюмированные представления на религиозную тему уже многие века привлекают внимание народности шерпа. Их глаза горят неподдельным интересом. Вместе с переменой гневных и добрых масок их лица озаряются страхом, благоговением и радостью. Западным людям это может показаться наивностью, но восприятие этих людей просто не избаловано бесконечным выбором развлечений доступных в странах запада. Следующим утром я собрал свой рюкзак и двинулся дальше, к бирюзовым озерам Гокьё в 3х днях пути от деревушки Таме.