Гималаи величайшая горная гряда в мире. Вот уже много лет горы влекут меня своей красотой.  Первое мое знакомство с индийскими Гималаями произошло в 2005 году, когда я попал в штаты Сикким и Химачал Прадешь. С тех пор было много путешествий по этим величественным горам, много треков в Индии, Непале, Тибете. Но по Гималаям можно не только ходить, но и в некоторых случаях успешно ездить на автотранспорте по самым высокогорным дорогам в мире. А самым вызывающим, длинным и красивым маршрутом в индийских Гималаях, является маршрут в Ладакх, известный как «малый Тибет» или «Индийский Тибет.  Мото путешествие по Индийским Гималаям-мечта многих байкеров!

Летом 2014 года у нас появилась прекрасная возможность приобрести в Индии мотоцикл и проехать на нем 3500 км из столицы  Дели в Ладакх и обратно. Перед путешествием я изучал  различные отчеты в сети интернет и пытался выстроить четкий план поездки. К сожалению ни один отчет не давал полной картинки, приходилось черпать информацию из нескольких источников, в большинстве своем англоязычных. Поэтому, спустя полгода после поездки, я решил написать отчет о нашем путешествии и поделиться информацией, которую удалось собрать.  Однако в своем повествовании я хочу сосредоточиться не на собственных впечатлениях, а описать техническую часть маршрута, в помощь другим путешественникам. В этой статье вы найдете полезную информацию о том как подготовиться к поездке, что взять с собой,  описание дороги и   качества покрытия, рекомендации где остановиться, а так же другие полезные советы. Я уверен, что при планировании путешествия именно эта информация  является важнейшей и надеюсь, моя статься будет окажется полезной при планировании подобого путешествия .

Чуть раньше я писал о том, как купить мотоцикл в Дели, вы можете почитать об этом ТУТ.

Часть первая – подготовка.

Когда лучше совершить мото путешествие по Индийским Гималаям?Если мы говорим о поездке в Ладакх, то это, безусловно, промежуток с конца июня по конец сентября, в этом время высокогорные перевалы освобождаются от снега,  в другое время года они просто закрыты или очень опасны для путешествия. Пожалуй наилучшим месяцем будет август- снег уже растаял, дорогу подлатали, погода в Гималаях идеальная! Стоит ожидать, что на низинной части Индии вы попадете в мунсун, вас будет преследовать испепеляющая жара + 45 градусов и возможны ливневые дожди.

На чем путешествовать?

Если мы говорим о мотоциклах индийского производства, то лучшим для подобного путешествия является конечно мотоциклы Royal Enfield. Если вы едите один с минимум багажа можно использовать  городские мотоциклы средним объемом 200-250 типа Bajaj Pulsar, Yamaha FZ, Ktm Duke. Вдвоем и с багажом это только Энфилд с боковыми багажниками для вещей. Какой двигатель и тип коробки предпочесть- решать вам, я ездил на Royal Enfield Electra 350cc. Вдвоем +30 кг багажа мы не испытали никаких проблем даже на высоких перевалах.

Снаряжение и подготовка мотоцикла.

Перед путешествием необходимо провести  полную техническую проверку мотоцикла, выявить и устранить все неисправности.

Необходимо грамотно распределить ваш багаж на мотоцикле, для этого вам потребуются боковые багажники или «рэки», купить и установить их можно на том же авторынке . Багаж необходимо герметично упаковать, чтобы в него не попала влага во время дождя. Я использую специальные влагонепроницаемые сумки, но подойдет любой чехол надежно закрывающий ваш багаж со всех сторон. Рекомендую иметь с собой насос, у меня был ножной достаточно тяжелый, лучше взять ручной как раньше в СССР были, наступаешь на него и качаешь ручкой, он легче и его проще прикрутить к конструкции. Ящик для инструментов и запчастей. У меня был стандартный индийский алюминиевый который вставлялся в багажник, его придется либо приварить к конструкции  багажника либо чем-то пристегивать, либо уносить на ночь- могут украсть.

 

Список инструментов и запчастей, зависит от состояния вашего байка и умения чинить его самому.

Из инструментов желательно иметь как минимум

  • Отвертку обычную и крестовую
  • Набор ключей 8-17
  • Свечной ключ
  • Пассатижи
  • Изоленту!
  • Наждачку
  • WD 40
  • Портативный манометр, если нет на насосе.
  • Тряпка для протирки
  • 5 литровая канистра для бензина, достаточно прочная, хороша закрепленная в багажнике. (крышку проложить полиэтиленом ) он пригодится вам как минимум на одном участке пути, где нет заправок.
  • Трос с замком, какие используют для хранения велосипедов, им можно пристегивать шлем и ящик для инструментов к мотоциклу, чтобы не стырили на коротких остановках.

Мото тур в Ладакх

Эти вещи инструменты точно пригодятся, остальное по вашим способностям и желаниям  в ремонте.

Запчасти. Напомню, что мы говорим об эксплуатации мотоцикла Роял Энфилд.

  • Свечи
  • Тросики газа и сцепления
  • Запасные ручки тормоза и сцепления, при падении они легко ломаются, и если нет запасных, мотоцикл неуправляем.
  • Запасной замок для цепи.
  • Лампочка в фару
  • Запасные предохранители.
  • Запасные камеры, лучше 2 шт.

Эти вещи являются желательными и помогут исправить мелкие неприятности.  Если  вы добавите что-то еще-это прекрасно. В принципе запчасти доступны в более-менее крупных населенных пунктах на трассе. Не обязательно везти с собой много, если случилась крупная поломка, всегда можно доехать на попутке до ближайшего магазина и что-то докупить. В удаленных регионах Ладакха с запчастями туго, но каждую поломку предугадать невозможно, поэтому лучше готовьте свой мотоцикл перед поездкой, чтобы не сталкиваться с непредвиденным ремонтом в пути! Наличие ремонтных мастерских на трассе я опишу позже.

Переходим к одежде.

Мото тур в Ладакх

Исходя из погодных условий путешествия, вам понадобиться несколько комплектов одежды. Для равнинного зноя, дождливых предгорьев и снежных перевалов. Естественно идеальным вариантом является профессиональная мото экипировка. Сами решайте, что позволяет ваш бюджет- дорогой влагозащитный костюм или целлофановую накидку. Мое описание является лишь рекомендацией для комфортного прохождения маршрута.

Итак, комплект для жары. Мой включал обычные армейские штаны, легкие кроссовки (для мот путешествий  я все же рекомендую жесткую и прочную обувь) и тонкую куртку из ткани windstopper. Когда едешь в таком комплекте не очень жарко, но в пробках вы попотеете. Не думайте о том,чтобы ехать в майке, все открытые участи тела очень быстро покроются плотным слоем пыли и сгорят на солнце!

У вас обязательно должен быть костюм для дождя, дождь на равнинах и в предгорьях может начаться в любой момент и продолжаться сутками, и вы либо его пережидаете либо в нем едите, поэтому хорошо подумайте о влагозащите, костюм должен легко сниматься одеваться, полностью закрывать ваше тело и  ваш багаж (накидки от дождя или влагонепроницаемые сумки). Желательно чтобы никакая часть вашего костюма не пропускала воду и была герметична. Я использовал мембранные штаны — самосбросы, и легкую мембранную куртку из ткани goretex.  Во время сильных дождей и для пересечения рек вам потребуются резиновые сапоги, этот пункт я считаю обязательным!

Как только вы подниметесь выше в горы, дожди прекратятся но наступят холода и сильные ветра. Если днем будет солнечно, на высотах до 4000 м ехать будет достаточно тепло,   как только солнце скроется — стремительно похолодает. В случае хорошей погоды  я использовал виндстопер средней толщины на хлопковую майку. Выше 4000 м а так же ранним утром придется одеть пуховичок.  Холоднее всего ехать по утрам, про возможный снег на перевалах я уже и не говорю. Поэтому позаботьтесь о теплом комплекте одежды, который вы так же сможете носить по вечерам в Ладакхе.

Теперь список снаряжения. Здесь я описываю только спец. снаряжение для мото путешествия, естественно вы дополняете его комплектом привычной и удобной вам одежды.

  • Прочные и желательно непромокаемые ботинки, желательно «дашашие».
  • Резиновые сапоги.
  • Шерстяные носки (одеваются под резиновые сапоги чтобы ноги не мерзли)
  • Ветро непродуваемая куртка
  • Влагонепроницаемый костюм для всего тела.
  • Перчатки 2 комплекта, легкие для повседневной езды и теплые для гор(действительно теплые, и ветровлагонепроницаемые )
  • Термобелье весьма приветствуется, как для езды в качестве быстрого и легкого утеплителя, так и для сна в холодные ночи в горах.
  • Шлем необходим обязательно! Желательно полностью закрытый. На индийских трассах много пыли, если вы не хотите отмывать лицо щеткой и промывать глаза каждые 10 км позаботьтесь о хорошем шлеме. Я использовал индийскую модель Studds Ninja, с двумя независимыми визорами. Это одна из топовых моделей в линейке производителя, стоит около 30$.

shifter green

 

Вы приобрели или арендовали мотоцикл, подготовили его к поездке, закупили все необходимые запчасти и снаряжение, во второй части статьи мы перейдем к описанию маршрута путешествия…