Треккинг в Абхазии от Гегского водопада к озеру Рица.

Вылетев рано утром из Москвы, к обеду мы уже были на границе с Абхазией, предварительно часок постояв в пробке на улицах Адлера. Границу перешли очень быстро, и тут же взяли частника, который подбросил нас прямо на берег моря чуть не доезжая Пицунды, в месте впадения речки Бзыбь. Погода хмурилась и мы решили разбить лагерь на берегу, искупаться, переждать непогоду и выйти на маршрут утром следующего дня.
Решение было правильным, так как вечером зарядил дождь, который шел всю ночь.
Речка окрасила прибрежную полосу в желтый цвет, а это признак того,что в горах тоже поливало.

На утро мы собрали лагерь и не торопясь выдвинулись к началу нашего маршрута. Мы планировали пройти пешком от Гегского водопада по течению реки Геги до долины г. Агепста 3256 м (на границе с Россией) и далее через три горных перевала спустится к малой или большой Рице.
К Рице не ходит общественный транспорт  и мы решили добираться на попутках. Автостопом в Абхазии передвигаться можно и нужно! За 3 часа поменяв 5 видов транспорта и не потратив ни копейки мы добрались прямо до Гегского водопада. Все подвозили охотно и очень радовались, что двое сумасшедших приехали из Москвы побродить там где даже местные не ходят!
Около часу дня мы были у Гегского водопада. Он  огромный и вытекает прямо из трещины в скале. Высота водопада около 70 метров и достаточно несколько секунд постоять в 15 метрах от струи чтобы быть до нитки мокрым от мельчайшей водной пыли! Именно здесь снимали поединок Шеролока Холмса с профессором Мориарти.

Гегский водопад, если присмотреться можно увидеть людей слева от водопада

Тропа постепенно набирает высоту, отметка на Гегском 530 м над уровнем моря, проходим туннель в никуда. Раньше здесь хотели делать дорогу, но что то пошло не так. Те не менее автомобильная дорога тут все же есть, и по ней можно заброситься вверх почти до пастушьего балагана. Этой дорогой пользуются, чтобы снабжать пастухов и забирать у них сыр на продажу.

Тропа представляет из себя колею по которой без труда проезжает внедорожник, вокруг красивые пейзажи.

Двигаемся по левому берегу Геги.
По дороге проходим небольшую хижину, скрытую зарослями лопухов, а дальше, дороге встречаем и ее хозяина-Абхаза лет 50 с приличным уловом форели.
Рассказываем ему о своих планах. Он рекомендует нам другой маршрут, но мы не рискуем менять маршрут основываясь на словах, у нас все же есть карта и точки GPS, так что мы продолжаем свой путь. Тропа в целом не сложная, набор высоты постепенный, поход усложняют только наши рюкзаки, у каждого по 18-20 кг за спиной. Полной комплект включая палатки, спальники, газ и набор еды на 5 дней (около 3х кг на чел).

По этой дороге  ездят машины

Часа за 4 доходим до поворота на черкесские поляны. Проходим памятник охотнику, трагически погибшему в этих местах(обстоятельства его смерти для нас остались загадкой).

Тут разбит пастуший балаган(место где живут и присматривают за скотом пастухи) но сейчас он пуст.Мы сворачиваем с основной тропы и берем левее, оставляя позади русло р. Геги. еще несколько часов ходу и мы приходим на место нашей первой ночевки. Отсюда хороший вид на горный массив Арабика.

Не смотря на то что маршрут простой я валюсь с ног от усталости, разбиваем лагерь и Вова готовит вкусный ужин! В небе полная луна. Наконец то первая ночевка в горах после пыльной Москвы.

Утром встаем не торопясь, в свое удовольствие пьем чай и кушаем вкусную рисовую кашку ).

После завтрака встаем на тропу, дорога уже не такая наезженная, но все еще легко читается, за 2 дня пути мы не встретили здесь пеших туристов, но видели 2 проезжающих мимо УАЗика.
Ландшафт меняется, идти становится веселее, через какое то время подходим к обвалу который прерывает автомобильную колею, дальше уже только пешеходная тропинка. В этом месте оборудовано место для отдыха. Сюда приезжают на УАЗиках снизу, а пастухи приходят сверху с лошадями и забирают необходимые им продукты взамен отдавая сыр на продажу.

Тропа виляет переходя ручьи и заросли папоротников, лес преображается. Еще около часа и мы выходим на альпийские луга к подножию г. Агепста!

Тут очень красиво, делаем привал у реки. купаемся загораем.

Стекающие с гор речки переходим вброд. Вода очень чистая и мы не задумываясь пьем прямо из ручьев. Вообще во время всего походы мы пили воду прямо из речек и ни разу не столкнулись с проблемами. Это вам не походы по Крыму, где воды практически нет.

Пройдя всего 200 м от реки попадаем в пастуший балаган. Высота уже 1700м, мы набрали более 1000м с начала маршрута. В балагане около 15 голов скота, 2 пастуха : Паша (русский) около 50-60 лет , Резо(Абхаз) на вид 35 лет и 2 очень красивые собаки со щенками. Хозяева гостеприимно предлагают заночевать у них, угощают нас сыром и домашним кефиром(мацони).

img_2947Пастух Паша делает сыр возле очага.

Времени около 15.00 и мы решаем оставить штурм перевала на завтра, кидаем вещи у пастухов и идем осматривать долину г.Агепста. Правда сама Агепста немного левее долины которую мы исследовали. В долину с гор стекает множество ручьев, всего мы насчитали 13, поэтому для себя нарекаем эту долину- «долиной 13 водопадов».

Мы подошли прямо к снежнику, пастухи говорили, что полностью он практически никогда не тает. Высота снежника более 3 метров, под ним течет река которая дальше впадает в Гегу. От снежника веет холодом , лезем выше него.

Высота более 2000м

Один из 13 водопадов.

Вместе с закатом возвращаемся в балаган. Пастухи заняты вечерними делами- доят коров, ставят на закваску молоко. Здесь они делают сыр из свежего молока и отправляют его вниз на продажу. Забирают товар на уазиках как раз по той дороге, по которой мы шли. Машины бросают у обвала, куда пастухи подвозят сыр на лошадях. Паша бессменный пастух в балагане уже 20 лет, Резо сменяется другими людьми каждые 2 недели.

Балаган

Перевал(справа) на который нам предстояло подняться утром

собака пастухов

Пастухи проводят в этом балагане все лето, а с приходом холодов в начале октября, спускаются вниз в балаган на развилке к черкесским полянам. Когда и там становится холодно, они спускаются ниже в деревни вместе со скотом. Пастухи угощают нас наивкуснейшим свежим сыром, а мы варим гречку на всех. Паше очень нравится гречка и мы сытые и довольные ложимся спать.

Наше ложе в балагане. мы спали тут втроем  я, Вова и Паша

Не могу назвать эту ночку приятной, в балагане стоит дым от костра, и я просыпаюсь совсем рано на рассвете, около 5 утра.
Пастухи уже на ногах, загоняют скот на утреннюю дойку.
Выхожу с фотоаппаратом сделать несколько рассветных кадров.

Готовим завтрак на костре и изучаем в бинокль предстоящий перевал. Резо уверяет что перевал простой, он сам  не раз ходил там. Так же, за день до нас туда прошли пара ребят. Тем не менее мы видим что в ущелье перевала снег и Резо не может точно объяснить с какой стороны его надо обходить. Как выяснилось потом информацией он не владел.
Паша с утренним надоем

С приподнятым настроением мы начинаем подъем на перевал как только солнце озаряет долину.
До этого момента наш трек проходил достаточно спокойно, мы еще не знали, что впереди нас ждет полная жесть!  А пока мы оставляем внизу гостеприимный балаган и карабкаемся вверх на перевал.