Священное озеро Манасаровар

После удачной коры вокруг священной горы Кайлас мы отправились к берегам озера Манасаровар. Озеро это считаеться священным у тибетцев и индусов. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Поэтому на санскрите название озера «Manas sarovara» образовано от слов manas (сознание) и sarovara (озеро). Озеро Манасаровар располагается на высоте 4557 м над уровнем моря и является одним из самых высоких озёр мира. Площадь озера составляет около 520 км², глубина — до 82 м. Зимой озеро замерзает. Долина, в которой находится озеро, ограничена с юга Большими Гималаями, а с севера — хребтом Кайлас. Немного западнее озера Манасаровар расположено озеро Лангак (Ракшас) по повериям оно имеет демоническую природу. Тибетцы верят, что воды озера Манасаровар живые а воды озера Ракшас мертвые.

Около получаса езды от Дарчена и мы на берегу озера Манасаровар, в небольшой деревушке возле Чу гомпы. Деревушка эта стоит на горячих источниках, здесь у меня первый раз за 10 дней была возможность помыться в горячей воде. Рядом с водоемом построено небольшое здание с ваннами куда вода поступает самотеком.

Чу гомпа на берегах Мансаровара самая старая и крупная, на данный момент здесь проживает всего несколько монахов, которые открывают ее для туристов. В этом храме находиться пещера в которой оставил свой след Падмасамбхава.
Великий Махасидха изрядно наследил на всей территории Индии, Непала, Тибета и Бутана. Считается что гуру умел летать и что следы эти оставались после того как он приземлялся на землю. Именно в Чу гомпе, Падмасамбхава провел свои последние дни. Возле Чу гомпы мы провели всего несколько часов и отправились на противовположную сторону озера где нам предстояло провести 2 ночи в Сералунг гомпе. Храм это намного меньше, был разрушен во время культурной революции и позднее восстановлен. Его окружают несколько деревенских домов, в одном из которых мы и остановились. После напряженного треккинга вокруг Кайласа это была отличная возможность отдохнуть и побыть наедине с собой!


Многие паломники совершают кору вокруг озера, это занимает около 4х дней.
Согласно повериям, омовение в реках священного озера полностью отсекает возможность рождения в низших мирах. Остатеться надеяться что мы мерзли не зря!

Вообще пребывание в Сералунг гомпе можно назвать одним из самых приятных моментов путешествия — за плечами кора, в уме радость от проделанной работы,а природа дарила нам потрясающие виды вокруг. Приехала пожилая французская пара,они хотели пройти кору сразу после нас, но не смогли этого сделать из за плохих погодных условий, думаю наша группа была одной из последних кто прошел кору в 2007 году.
Вечером великий Кайлас подарил нам прощальный взгляд! Ну разве не Шамбала?

На берегу Манасаровара мы пробыли один полный день и 2 ночи.
Ранним утром выезжали в обратную дорогу. Обратный путь до Ниелама решили сделать за 2 дня а не за 3. Так что один день провели с утра до вереча в машинах. Погода сильно ухудшилась, пошел снег. Утром первого дня ненадолго вышло солнышко, вид с очередного 5000 перевала захватывал дух, вокруг мы имели возможность наблюдать большое скопление диких парнокопытных- Кьянги, воистину нетронутый край.

Следующая ночевка — Сага удобная кровать, теплый душ, предчувствуем возвращение к цивилизации.
В Ниелам приехали около 4-5 часов следующего дня. Дорога открывалась только ночью, поэтому пришлось ждать. Решили отметить возвращение китайским пивом в местном кабаке…утренняя дорога для меня действительно превратилась в дорогу в ад! Границу проходили на рассвете вместе с порядочной толпой иностранцев покидающих осенний Тибет. Еще целый день тряски в небольшом автобусе по непальским дорогам и мы снова в Катманду. Все что хочется сейчас это спать и есть и не вылезать несколько дней из кровати! Даже скромный отель в сердце Катманду воспринимается как вершина комфорта. Но почему то сильно тянет назад к священным местам,оглядываясь понимаем что это путешествие было просто нереальным!!!

 

ॐ मणि पद्मे हूँ