Священное озеро Манасаровар в западном Тибете.

После удачной коры вокруг священной горы Кайлас мы отправились к берегам озера Манасаровар. Озеро это считается священным у тибетцев и индусов. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Поэтому на санскрите название озера «Manas sarovara» образовано от слов manas (сознание) и sarovara (озеро). Озеро располагается на высоте 4557 м над уровнем моря и является одним из самых высокогорных озёр мира. Площадь озера составляет около 520 км², глубина — до 82 м. Зимой озеро замерзает.  Немного западнее озера Манасаровар расположено озеро Лангак  Тсо (Ракшас Тал) по повериям оно имеет демоническую природу. 

Около получаса езды от Дарчена и мы на берегу озера Манасаровар, в небольшой деревушке возле Чу гомпы. Деревушка эта стоит на горячих источниках, здесь у меня первый раз за 10 дней была возможность помыться в горячей воде. Рядом с водоемом построено небольшое здание с ваннами куда вода поступает самотеком.

Чу гомпа на берегах Мансаровара самая старая и крупная, на данный момент здесь проживает всего несколько монахов, которые открывают ее для туристов. В этом храме находиться пещера в которой оставил свой след Падмасамбхава.
Великий Махасидха изрядно наследил на всей территории Индии, Непала, Тибета и Бутана. Считается, что гуру умел летать и эти следы оставались после того, как он приземлялся на землю. Именно в Чу гомпе, Падмасамбхава провел свои последние дни. Возле Чу гомпы мы провели всего несколько часов и отправились на противоположную сторону озера, где нам предстояло провести 2 ночи в Сералунг гомпе. Храм это намного меньше, был разрушен во время культурной революции и позднее восстановлен. Его окружают несколько деревенских домов, в одном из которых мы и остановились. После треккинга вокруг Кайласа это была отличная возможность отдохнуть и побыть наедине с собой!


Многие паломники совершают кору вокруг озера, это занимает около 4х дней.
Согласно повериям, омовение в реках священного озера полностью отсекает возможность рождения в низших мирах. Остается надеяться что мы мерзли не зря!

Вообще пребывание в Сералунг гомпе можно назвать одним из самых приятных моментов путешествия — за плечами кора, в уме радость от проделанной работы,а природа дарила нам потрясающие виды вокруг. Приехала пожилая французская пара,они хотели пройти кору сразу после нас, но не смогли этого сделать из-за плохих погодных условий, думаю наша группа была одной из последних кто прошел кору в 2007 году.
Вечером великий Кайлас подарил нам прощальный взгляд! Ну разве не Шамбала?

На берегу Манасаровара мы пробыли один полный день и 2 ночи.
Ранним утром выезжали в обратную дорогу. Обратный путь до Ниелама решили сделать за 2 дня а не за 3. Так что один день провели с утра до вечера в машинах. Погода сильно ухудшилась, пошел снег. Утром первого дня ненадолго вышло солнышко, вид с очередного 5000 перевала захватывал дух, вокруг мы имели возможность наблюдать большое скопление диких парнокопытных- Кьянгов. Воистину нетронутый край.

Следующая ночевка — Сага удобная кровать, теплый душ, предчувствуем возвращение к цивилизации.
В Ниелам приехали около 4-5 часов следующего дня. Дорога открывалась только ночью, поэтому пришлось ждать. Решили отметить возвращение китайским пивом в местном кабаке! Границу проходили на рассвете вместе с порядочной толпой иностранцев покидающих осенний Тибет. Еще целый день тряски в небольшом автобусе по непальским дорогам и мы снова в Катманду. Все что хочется сейчас это спать и есть и не вылезать несколько дней из кровати! Даже скромный отель в сердце Катманду воспринимается как вершина комфорта. Но почему то сильно тянет назад к священным местам, оглядываясь понимаем что это путешествие было просто нереальным!!!

 

ॐ मणि पद्मे हूँ