Поездку в Западный Тибет мы совершили в октябре 2007 года. Целью поездки было сделать кору(ритуальный обход) вокруг Священной горы Кайлас(6714м). Гора эта уже на нескольких тысячелетий притягивает к себе как буддийских так  и  индуистских паломников,почитают ее так же индийские джайнисты и адепты добуддийской религии Бон.

 По легендам именно здесь пребывает в своих медитациях господь Шива, здесь Падмасамбхава победил гуру Шенраба в магической схватке за главенство религий на Тибете. Впечатляет и тот факт что гора находиться в крайне удаленном регионе, вдалеке от всяческих дорог и торговых путей.

Раньше пешее паломничество сюда из Индии или столицы Тибета — Лхасы занимало долгие месяцы. Всю еду приходилось нести с собой а климатические условия в этом регионе крайне неблагоприятные. Тем не менее многие религиозные люди шли от Лхасы(1200 км) пешком с простираниями( делая 1 или 3 шага и полностью ложась на землю). Такое паломничество занимало до полугода и по повериям полностью очищало карму от грехов не благих заслуг! Согласно теории о сдвиге магнитных полюсов Земли бывший южный полюс располагался как раз на горе Кайлас. Про эту гору ходит огромное количество легенд! Все эти факты не дают усомниться в святости этого места. Наша поездка началась из столицы Непала-Катманду. Каких то 7 часов на автобусе и мы в пограничным с Тибетом городе Кодари(Kodari).

Границу переходим со строгой проверкой документов и даже измерением температуры тела(на случай заболеваний). Необходимо быть в составе группы,тк независимые передвижения по Тибету сильно ограничены. Самая значимая постройка Кодари -бардель где проводят досуг китайские и индийские водители. Далее пересаживаемся в джипы и едем еще полчаса китайского города  Жангму(Zhangmu) с Тибетской стороны. Дорога полностью разбита и наш водитель обнадеживает нас, что это хайвэй! В Жангму нам проставляют групповую визу(в паспорт ничего не ставиться),потом приходиться ждать темноты в местном кафе, тк дорога открывается только ночью. Днем идет реконструкция дороги и взрывные работы-никого не пускают. Около 3х часов ночи наконец прибываем в Ниелам (Nyalam) на высоте 3750м. После 1300 м в долине Катманду эта высота ощущается вполне явно. В этом поселке мы проведем 3 дня акклиматизации. Многие группы из-за недостатка времени сразу отправляются на плато и уже на второй день пересекают перевалы более 5000 метров,что без должной акклиматизации  опасно. даже Н. Рейрих описывал перевал Тонг Ла как самый опасный в их Тибетской экспедиции. У нас время было!

Тибет паломничество на Кайлас

Ниелам переводиться с тибетского как ворота в ад. И действительно после зеленых Холмов Непала всего через несколько часов попадаешь сквозь облака в весьма скудный пейзаж.

В Ниеламе мы остановились в частном доме, переделанном под гест хаус. Сам город, как и большинство новых китайских поселений, производит удручающее впечатление. Безликие китайские постройки, постоянное присутствие военных,повсеместная бедность местных жителей. Есть и положительные стороны для туристов- горячий душ всего за несколько юаней,бары,бардель. Последнее нас мало интересовало. На улицу выходить особо не хотелось организм боролся с высотой! Тем не менее за 3 дня мы совершили 3 вылазки по местным достопримечательностям одну из которых я пропустил ввиду плохого самочувствия. День первый- Поездка к деревне Гангка и пещере Миларепы. Пещера расположена на вершине холма,под ней отстроена гомпа Nyalam Pelgye Ling активности в гомпе я не увидел. Прогулялись вдоль реки Matsang Tsangpo подурачились с местной детворой и вернулись на базу в Ниелам.

 

День второй- прогулка к пещерам Phukaro. к сожалению этот день я отлеживался, и никаких фото не сделал!

День третий — мучительный подъем прогулка до высокогорного озера Тара (4350м). Именно тут я во всей полноте ощутил действие высоты. Вместо обещанных 2-3 х часов я полз на верх все 5,подъем порой был очень крут,но сполна окупался видами вокруг!

 

После акклиматизации мы начинаем наш путь к горе Кайлас.  Чистого пути от Ниелама 3 дня на стареньких джипах Toyota Land Cruiser. Ох как я зауважал эту машину после поездки,не машина а танк! Порой мы ехали по полному бездорожью пересекая глубокие ручьи. Первый перевал на нашем пути назывался Тонг Ла(Tong La) 5120м. На вершине порывистый ветер и явно минусовая температура. Отсюда отлично видна гималайская гряда отделяющяя Непал от Тибета, так же как на ладони виден восьмитысячник  Шиша Пангма

После перевала спускаемся в долину. Дорога тут расходиться, хорошая асфальтированная идет на восток в Лхасу,жалкое подобие грунтовки уходило на западный Тибет. Передвигаясь по территории Тибета мы в основном ехали по равнине,но высота на нашем альтиметре редко опускалась ниже 4500м.Воистину Тибет-крыша мира! Первую остановку мы сделали на озере Пейку Тсо(Peiku Tso) 4591м. С берегов озера отлично видно Шиша Пангму и непальский горный массив Лантанг.

Еще полдня тряски в джипах и добираемся до места первой ночевки — китайский военный город Сага. Ничего интересного в город нет,кроме приличного по тибетским меркам отеля с горячей водой и телевизором. На холме за городом можно увидеть останки какой то крепости а на подъезду к городу небольшое красивое озеро.

На следующий день дорога лежала через поля и увядающие осенние пастбища,пересекала несколько небольших рек. На обед мы остановились возле небольшого монастыря у деревни Жонгба. С благоговением осмотрели гомпу. В храме сохранились потрясающие статуи и фрески. Не смотря на это гомпа производит ощущение запустения, я увидел там всего 2х монахов, подозреваю что есть еще несколько. Из-за стен монастыря открывается потрясающий вид!!!

После скромного обеда и осмотра храма мы продолжили наш путь до деревни Парьянг(Paryang), где мы остановились на вторую ночевку в частном доме. Место это произвело на меня довольно удручающее впечатление. Парьянг небольшая деревня по ходу дороги на Кайлас. Здесь сильно чувствуется китайское влияние- брошенные под открытом небом бильярдные столы, вывески на китайском. Большая часть население — тибетцы. Люди живут крайне бедно,вместо домов у многих семей палатка с печкой посередине. Большинство людей носят национальную одежду(весьма грязную). Фотографируются люди крайне неохотно, мне удалось сделать всего несколько кадров.

 

Утром выезжали на рассвете. Туалет представлял из себя яму во дворе и позволил сполна насладиться звездным небом, ледяная вода из колодца заметно освежала морозным утром! В машинах удалось немного отогреться дыханием, печка не работала. Еще полдня по пересеченной местности и мы выезжаем на равнину откуда уже видно Кайлас и священное озеро Манасаровар!

Внутренне состояние могу описать как новый год и день рождения одновременно! В общем великая радость!!! Наконец то добрались!

Отсюда едем еще пару часов по очень пыльной дороге.  Китайские власти строят тут дорогу. Работы в полном разгаре. Для меня было очень неожиданно увидеть такое количество строительной техники на фоне священного Кайласа, скажу больше- из всего участка трассы этот последний был самый оживлённый. Я думаю китайские власти хотят привлечь больше туристов в этот регион.

Деревня у подножия горы называется Дарчен.Здесь весьма заметно влияние туристической индустрии, в деревне много отелей и ресторанов,на одном даже красуется надпись на русском языке (видимо место популярно среди соотечественников). Мы остановились в небольшой гостинице в комнате на пятерых человек. Ночь перед корой была очень тяжелой,сказывалась высота почти 5000м.

 

На этом месте я решил сделать небольшой перерыв дабы не утруждать читателя большим количеством информации! В следующей части своего рассказа я расскажу о самой коре вокруг священного Кайласа и пребывании на берегу озера Манасаровар…..