Поездку в Западный Тибет мы совершили в октябре 2007 года. Целью поездки было сделать кору(ритуальный обход) вокруг Священной горы Кайлас(6714м). Гора эта уже на нескольких тысячелетий притягивает к себе как буддийских так  и  индуистских паломников, почитают ее так же индийские джайнисты и адепты добуддийской религии Бон.

По легендам именно здесь пребывает в своих медитациях господь Шива, здесь Падмасамбхава победил гуру Шенраба в магической схватке за главенство религий на Тибете.

Впечатляет и тот факт что гора находиться в крайне удаленном регионе, вдалеке от всяческих дорог и торговых путей. Раньше  паломничество из Индии или столицы Тибета — Лхасы занимало долгие месяцы. Всю еду приходилось нести с собой, а климатические условия в этом регионе крайне неблагоприятные. Тем не менее многие религиозные люди шли от Лхасы(1200 км) пешком с простираниями( делая 1 или 3 шага и полностью ложась на землю). Такое паломничество занимало несколько лет по повериям полностью очищало карму от грехов неблагих заслуг! Про эту гору ходит огромное количество легенд !

Наша поездка началась из столицы Непала-Катманду. Каких то 7 часов на автобусе и мы в пограничным с Тибетом городе Кодари(Kodari). Границу переходим со строгой проверкой документов и даже измерением температуры тела(на случай заболеваний). Нам необходимо быть в составе группы, так как независимые передвижения по Тибету сильно ограничены. После перехода границы нас встречает тибетская команда, мы пересаживаемся в джипы и едем еще полчаса до китайского города  Жангму(Zhangmu) с Тибетской стороны. Дорога полностью разбита и наш водитель обнадеживает нас, что это хайвэй! В Жангму нам проставляют групповую визу(в паспорт ничего не ставиться),потом приходиться ждать темноты в местном кафе, дорога открывается только ночью. Днем идет реконструкция дороги и взрывные работы. Около 3х часов ночи наконец прибываем в Ниелам (Nyalam) на высоте 3750м. После 1300 м в долине Катманду эта высота ощущается вполне явно. В этом поселке мы проведем 2 дня акклиматизации. Многие группы из-за недостатка времени сразу отправляются на плато и уже на второй день пересекают перевалы более 5000 метров, что без должной акклиматизации  опасно.

Тибет паломничество на Кайлас

Ниелам переводиться с тибетского как ворота в ад. И действительно после зеленых Холмов Непала всего через несколько часов попадаешь сквозь облака в весьма скудный пейзаж.

В Ниеламе мы остановились в частном доме, переделанном под гест хаус. Сам город, как и большинство новых китайских поселений, производит удручающее впечатление. Безликие китайские постройки, постоянное присутствие военных,повсеместная бедность местных жителей. Есть и положительные стороны для туристов- горячий душ всего за несколько юаней. На улицу выходить особо не хотелось организм боролся с высотой! Тем не менее за 2 дня мы совершили несколько поездок по местным достопримечательностям. День первый- Поездка к деревне Гангка и пещере Миларепы. Пещера расположена на вершине холма ,под ней построена гомпа Nyalam Pelgye Ling. Мы так же прогулялись вдоль реки Matsang Tsangpo подурачились с местной детворой и вернулись на базу в Ниелам.

На следующий день нас ждал подъем-прогулка до высокогорного озера Тара Тсо(4350м). Именно тут я во всей полноте ощутил действие высоты., подъем порой был очень крут, но сполна окупался видами вокруг!

После акклиматизации мы начинаем наш путь к горе Кайлас.  Чистого пути от Ниелама 3 дня на стареньких джипах Toyota Land Cruiser 80.  очень зауважал эту машину после поездки, не машина а настоящий танк! Порой мы ехали по полному бездорожью пересекая глубокие ручьи. Первый перевал на нашем пути назывался Тонг Ла(Tong La) 5120м. На вершине порывистый ветер и явно минусовая температура. Отсюда отлично видна гималайская гряда отделяющяя Непал от Тибета, так же как на ладони виден восьмитысячник  Шиша Пангма

После перевала спускаемся в долину. Дорога тут расходиться, хорошая асфальтированная идет на восток в Лхасу, жалкое подобие грунтовки уходило на западный Тибет. Передвигаясь по территории Тибета мы в основном ехали по равнине, но высота на нашем альтиметре редко опускалась ниже 4500м. Воистину Тибет-крыша мира! Первую остановку мы сделали на озере Пейку Тсо(Peiku Tso) 4591м.

Еще полдня тряски в джипах и добираемся до места первой ночевки — китайский военный город Сага. Ничего интересного в город нет,кроме приличного по тибетским меркам отеля с горячей водой и телевизором. На холме за городом можно увидеть останки какой то крепости, а на подъезде к городу мы пересекли могучую реку Тсампо( Брахмапутру)

На следующий день дорога лежала через поля и увядающие осенние пастбища, пересекала несколько небольших рек. На обед мы остановились возле небольшого монастыря у деревни Жонгба.  В храме сохранились потрясающие статуи и фрески. Не смотря на это гомпа производит ощущение запустения, я увидел там всего 2х монахов, подозреваю что есть еще несколько.

После скромного обеда и осмотра храма мы продолжили наш путь до деревни Парьянг(Paryang), где мы остановились на вторую ночевку в частном доме. Место это произвело на меня довольно удручающее впечатление. Парьянг небольшая деревня по ходу дороги на Кайлас. Здесь сильно чувствуется китайское влияние- брошенные под открытом небом бильярдные столы, вывески на китайском. Большая часть население — тибетцы. Люди живут крайне бедно, вместо домов у многих семей палатка с печкой посередине, скорее всего это временные палатки кочевников. Большинство людей носят национальную одежду. Фотографируются люди крайне неохотно, мне удалось сделать всего несколько кадров.

Утром выезжали на рассвете. Туалет представлял из себя яму во дворе и позволил сполна насладиться звездным небом, ледяная вода из колодца заметно освежала морозным утром! В машинах удалось немного отогреться дыханием, печка не работала. Еще полдня по пересеченной местности и мы выезжаем на равнину откуда уже видно Кайлас и священное озеро Манасаровар!

Внутренне состояние могу описать как новый год и день рождения одновременно! В общем великая радость!!! Наконец то добрались!

Отсюда едем еще пару часов по очень пыльной дороге до деревни у подножия Кайласа. В 2007 году китайские власти только строят тут дорогу, работы в полном разгаре. Я думаю китайские власти хотят привлечь больше туристов в этот регион.

Деревня у подножия горы называется Дарчен.  Здесь весьма заметно влияние туристической индустрии, в деревне много отелей и ресторанов, на одном даже красуется надпись на русском языке. Мы остановились в небольшой гостинице в комнате на пятерых человек. Ночь перед корой была очень тяжелой, сказывалась высота 4500 метров.

В следующей части своего рассказа я расскажу о самой коре вокруг священного Кайласа и пребывании на берегу озера Манасаровар…..