Турция широко известна своими курортами, но вместо того чтобы жарится на пляже и питаться в столовой по системе все включено, мы собрали рюкзаки и отправились в горный поход…

У многих Турция ассоциируется исключительно с пляжным отдыхом, но на самом деле это не так. Турция удивительная, разнообразная и очень гостеприимная страна. На ее территории находится огромное количество исторических и природных достопримечательностей. Не без интересна будет Турция и любителям горного туризма. Вот лишь краткий перечень вершин расположенных на территории Турции:  Гора Улудаг в Бурсе (2543 м),гора Ильгаз (2587) и горы Kарагель (3100м) ,Эрджиес (3917м), гора Xасан (3263м), гора Большой Агры (5137м), гора Tендюрек (3533м), гора Сюпхан (4058м)  извилистый массив Бейдаглар, называемый Tоросами (3086м), посередине горы Болкар (3524м) , горы, Cат (4136м) и Hур (Aманос) относятся к массиву Юго-Восточной Aнатолии.
У нас не было  цели совершить техническое восхождение(да и опыта тоже не было), зато было огромное желание провести 5-6 дней в горах в дали от цивилизации и пару дней на море, поэтому мы выбирали какой нибудь несложный маршрут с доступной заброской. Выбор пал на «Ликийскую тропу» -пожалуй самый популярный треккинговый маршрутов в Турции.

Ликия — историческое название полуострова Текке, который выступает в Средиземное море вдоль южного побережья Турции, в данный момент находилась на территории современной провинции Анталия. На протяжении первого тысячелетии до н. э. Ликия отличалась самобытной культурой: языком, письменностью, архитектурой, но позднее была завоевана последовательно — персами, Александром Великим, римлянами и турками. Маршрут Ликийский путь общей протяженностью 509 км проходит вдоль побережья, по территории исторической Ликии на юге Турции от Фетхие до Анталии. Трек был восстановлен по историческим записям англичанкой Кэйт Клоу в 1999 году. Сейчас трек входит в топ самых красивых треккинговых маршрутов нашей планеты! Безусловно мы не смогли бы пройти все 509 км маршрута за 6 дней, и  выбрали участок между населенными пунктами Гёйнюк и Чералы. Эта часть является самой высокогорной на маршруте. На этом участке находится гора Тахталы (2365 м). И, хотя на вершину ведет канатная дорога, мы решили подняться на нее пешком. На всем протяжении маршрут помечен специальными туристическими метками,от себя замечу, что разметка просто идеальная, маркеры встречаются через каждые 20-30 метров и на всех развилках и поворотах, заблудиться практически невозможно, на маршрут можно выходить вообще без карты, зная только место старта и финиша, но у нас карта все же была. Вообще по маршруту выпущен подробный путеводитель который можно приобрести через интернет или купить в книжных магазинах в Турции, правда стоит он около 20 евро, зато содержит исчерпывающую информацию о треке. Мы не успевали заказать книгу через интернет, и для подстраховки я распечатал карту маршрута, сшил через программу ProPoster и заклеил скотчем! Получилась вполне сносная карта, которой нам за глаза хватило на маршруте! Из снаряжения у нас с собой были: палатки,спальники(для начала мая рекомендую температуру комфорта около +7 /10 С) котелки и горелка (горелка не пригодилась, так как мы не смогли купить газ) и еда на 6 дней(еду можно докупать на маршруте). Данный трек можно пройти без палаток, останавливаясь на ночлег в деревнях, в принципе это реально, но нам хотелось ощутить все прелести походной жизни, а так же получить порцию здоровых физических нагрузок. В Анталью мы прилетели после полудня 30 апреля, Турция встретила нас пасмурной погодой и дождиком с радугой. Воспользовавшись входящим в путевку трансфером мы добрались до Кемера, где располагался наш 5* отель «Роза». В отеле мы поужинали и переночевали. Выходить на маршрут сразу по прилету смысла не было. Утром мы облазили весь Кемер в поисках газовых баллонов для горелки, но найти не смогли. В Кемере газа нет!!! Точнее есть, но не резьбового или цангового типа как у нас, а такие которые надо прокалывать(я не знаю как они точно называются) и присобачить их к нашим горелкам не получится. Уже после полудня мы сели на маршрутку до Анталии и вышли на трассе в районе г.Гёйнюк. Это не более 10 минут от Кемера на автотранспорте. Пройдя через весь город в поисках газа, мы так его и не нашли и смирились с тем, что нам придется готовить весь поход на костре. Если вы планируете использовать в походе газ купите его в Анталье, например в магазине Декатлон возле аэропорта.

Мечеть в Гёйнюке

дождливое начало трека

вперед в горы!

не забываем фотографировать окружающий пейзаж

Мы прошли Гёйнюк и вышли к руслу реки, где и начинался наш трек! Тут находится туристический аттракцион «Гёйнюкский каньон и водопад» сюда возят туристов из отелей. У небольшого озера на входе в каньон нас встретил турок «Боря» с товарищем и предложили обилетится для входа в каньон. Нас каньон не интересовал, но формально мы проходили через его начало, после получасовой перепалки мы все же заплатили(правда меньше чем требовалось) и пошли дальше. Мы могли погулять по каньону и искупаться в речке, за уплаченные деньги, но ни времени ни желания у нас не было.Погода не располагала к купанию, было пасмурно и накрапывал дождик, поэтому мы встали на тропу и начали набирать высоту по левой стороне каньона. Тропа начала радовать с первых шагов. Узкая натоптанная тропка виляла по склону, вокруг возвышались сосны, красивые виды были с каждого открытого участка.

по каменистым тропам

Как я уже сказал, маршрут был для нас новым, никаких гидов у нас небыло, карта замотанная скотчем оставляла желать лучшего. В общем шли немного в неизвестность. И уже в первую же ночевку мы вкусили плоды плохой подготовки! Родники были показаны на карте схематически и в связи с поздним стартом до первого источника мы дойти не успели! Поэтому первая ночевка у нас была «сухая». В начале 8 вечера начало темнеть, мы вышли на перевал очередного хребта на высоте около 800 м. Место для стоянки было отличным — ровным, присутствовало кострище…но никакой воды! Мы с напарником прогулялись на 20 минут вниз по тропе в поиске ближайшего источника, но ничего не нашли. В итоге перекусили бутербродами и яблоками из отеля «Роза» сделали по глотку воды из фляг и легли спать. У каждого оставалось немного воды на утро.

наша первая «сухая » ночевка

вид с первого перевала

Утром следующего дня встали рано и, не тратя время на завтрак- воды все равно не было, продолжили поход. В часе ходьбы от ночевки мы нашли первый источник, возле которого сделали короткий привал и вдоволь напились. Вода телка просто из склона горы и собиралась в выдолбленном стволе дерева. В резервуаре плавали лягушки. Возник вопрос надо ли эту воду кипятить, решили что нет, и в дальнейшем так же пили всю воду из источников не кипятя её. Ни у кого проблем с пищеварением не возникло!

наш первый родничок

в источники плавали лягушки

Еще через час спустились к живописной речке, где решили сделать полноценный привал и сварить суп на костре! Погодка стояла солнечная и мы с радостью искупались в каскадах реки! Вода приятно освежала. Все чувствовали себя великолепно, было ощущение удаленности от цивилизации, за все время похода мы не встретили никаких людей за исключением местных охотников вечером прошлого дня.

На привал потратили несколько часов наслаждаясь купанием,вкусным обедом и солнышком.
Дальше наш путь проходил прямо по руслу реки!
Вокруг было нагромождение огромных валунов, которые река перемещала в моменты разлива.
Сейчас же она струились небольшим ручьем который мы неоднократно форсировали.

переходим эту реку вброд (с)

Продолжили путь, шли достаточно долго, прошли деревню Гёйниюк Яйласи,  где не встретили никаких признаков жизни.
Солнце уже садилось и природа подарила красивый свет для фотографии.

закатный свет

домик на склоне

Пройдя еще полчаса за деревню, мы остановились на ночевку на берегу реки.
Тут мы смогли приготовить полноценный ужин и долго наслаждались «краснополянским» чаем и разговорами у костра.
Утром продолжили трек. Уводя нас по руслу реки метки постепенно потерялись и после непродолжительного поиска мы заметили узкую тропинку уходящую круто вверх по левому склону ущелья. Вообще мы много раз теряли маркеры на дороге, но всегда без труда находили их, правда теряя на это немного времени. В большинстве случаем разметка тропы отличная! Спустя полчаса мы вышли к небольшому поселению из 3-4 домов, где нас догнала коммерческая группа с украинскими гидами.
Ребята вели группу из 24 человек, включая детей 14-16 лет. Шли они очень уверенно!

Домик в деревне

еще один домик, явно заброшенный

Пройдя деревню мы опять потеряли метки, но после 20 минут прочесывания близлежащих холмов и консультации с жителями деревни- снова встали на тропу.
Погодка стояла солнечная маршрут радовал красотами, даже просто идти чрез лес было приятно! Величественные сосны, цветочки, замшелые камни и веселая красно белая маркировка тропы!

Прошли какие-то заброшенные сады, и вышли на участок грунтовой дороги по которой явно никто давно не ездил. По этой дороге идти было намного легче хотя и не так весло как по горным тропам. Вообще за третий день мы прошли довольно много, не менее 25-27 км, а постоянный набор и сброс высоты только увеличивал эту цифру. Мы постепенно набирали высоту и на самой высокой точке третьего дня было уже 1350 м.

Вид на горную дорогу

Турецкая сакура и русские самураи

весеннее цветение

небольшое плато в горах

После полудня мы начали спуск к деревне Гедельме, спуск проходил по очень узкой тропинке сквозь колючий кустарник. Этот участок нас весьма утомил! Уже к 6 вечера мы вышли в деревню, где догнали украинскую группу, которая оказывается не шла по колючей тропинке, а пошла по асфальтовой дороге отправив рюкзаки на автотранспорте! Мы сели в небольшом кафе, где отведали местной пиццы-лепешек лодочек с сыром и помидорами! Очень вкусно!!!

В деревне был магазин и мы сделали продуктовую закупку. Недалеко от  деревни есть разрушенный средневековый замок. Но мы решили продолжить путь еще чуть за деревню и там встать на ночлег. На карте не было отмечено никаких водоемов, поэтому мы набрали воды во все наши емкости (с собой мы несли пластиковые канистры-гармошки) этой воды нам хватило на полноценный ужин с чаем и на завтрак!
Пройдя еще немного, встали на стоянку на ровном участке практически сразу за деревней. Стоянка была приятной, единственное, что воду пришлось тащить из деревни. Чай и разговоры у костра-непременный атрибут настоящего похода.

На следующий день солнце спряталось за тучами — горы не показывались, шли долго, фотографий было мало, проходили участки вырубки леса, и к вечеру вышли к д. «Яйла Куздере». Магазин тут мы не нашли (хотя он наверняка есть), но в деревне есть колонка и можно пополнить запасы воды! Сразу за деревней тропа берет взлет и идет по склону холма. Растительность меняется на глазах, мы входим в высокогорную зону. Очевидно, что склон горы накрывают облака,вокруг мхи и лишайники!
Мы приближаемся к подножию горы Тахталы. Это самая высокогорная часть нашего маршрута.

Волшебные леса в предгорьях Тахталы

Идти становится веселее и интереснее.
Около часа по склону, и мы выходим на ровную площадку с которой видно гору Тахталы! Гора частично показывается из-за облаков, которые придают некую загадочность пейзажу! Эту площадку можно использовать под лагерь, но у нас еще есть время в запасе и мы решаем идти дальше!

Ветер становится пронизывающим и мы одеваем ветрозащитные куртки. Ближе к закату поднимаемся на ровную площадку у подножия горы. Здесь расположено пастбище и загон для скота. Но сейчас животноводческий комплекс не функционирует. Зато работает поилка для скота в которой можно набрать чистой воды, стекающей с гор.
Поднимаемся чуть выше и становимся лагерем на небольшой ровной площадке под могучими соснами. Отсюда открывается потрясающий вид, и чтобы сделать хорошие фотографии не надо никуда карабкаться!

Погода в горах постоянно меняется, облака, которые накрывали гору еще час назад, отступают.

Вечер проводим у костра, который мы развели в старом загоне для овец. Этот ужин был самым запоминающимся на маршруте. Во первых пейзаж был просто потрясающим, во вторых мы сделали очень вкусные макароны с сыром и оливками. Ну а в третьих я пролил на единственные штаны масло из банки с тунцом!

Всю ночь дул сильный ветер, но мы поставили палатки за могучими стволами деревьев, которые принимали на себя удар холодного воздуха!
Утром нас ожидал красивейший рассвет и подъем на вершину горы Тахталы!
Как всегда долго провозились с приготовлением завтрака и сбором лагеря. подъем начали около 9 утра и за час, полтора вышли к началу подъема на гору! Тут мы немного потеряли тропку уходящую на вершину, но после непродолжительных поисков обнаружили ее. Было решено подниматься на гору налегке. Поэтому мы взяли с собой только запас воды и фотоаппараты, а весь остальной груз спрятали в ближайших кустах!

гигантские сосны на склонах Тахталы

Начинаем подъем налегке

Ближе к вершине уже никакой растительности.
Лежит снег, но чтобы пройти по нему не требуется никого специального оборудования.

на вершине горы здание подъемника и ресторан

склоны Тахталы

На вершину поднялись за 1.5 часа. Тут располагается здание канатной дороги, ресторан и магазины. Канатка привозит сюда туристов с побережья. Мужчины в шортах, женщины на шпильках, все кутаются от холода и фотографируются на снегу! В ресторане отведали мороженого и кока-колы. Цены тут, как и сама гора-заоблачные!
К сожалению никакого вида с горы мы не увидели. Горизонт плотно закрыт облаками.

Высота на вершине 2375м. Конечно не очень много, зато мы честно отработали каждый метр, поднимаясь с побережья!

Памятное фото на вершине. Где то за нами море, но мы его не видим!

Начинаем спуск вниз

альпийские цветочки.

Не смотря на облачность, солнечная радиация здесь очень сильная. За несколько часов спуска и подъема мы успели неплохо обгореть!
Солнечные очки и крем от загара здесь необходим!

Спускаемся с Тахталы
За подъем и спуск мы прилично устали. Спустились уже глубоко за полдень. Но рекордов мы не бьем -идем в свое удовольствие! Отыскали наши рюкзаки, сделали небольшой привал и двинулись вниз, прощаясь с вершиной и с самой увлекательной частью маршрута.
Лес покрывающий склоны Тахталы просто волшебный! Здесь можно снимать  «Властелин колец» без декораций!!!

За какие то несколько часов спуска оставляем Тахталы далеко позади и уже с трудом верится,
что были на вершине совсем недавно!
Спускаемся все ниже и ниже и выходим к деревне «Юкари Бейчик» И, хотя еще не поздно, решаем остановиться на ночевку здесь!

Было не понятно есть ли источники и ровные площадки за деревней, и мы  пошли на разведку. В результате выяснили, что сразу в конце деревни есть источник и площадка под кемпинг, но на коллективном совете было решено остановиться в кемпинге в деревне, и как потом выяснилось решение было верным. Почти сразу по приходу в кемпинг начался дождь и продолжался почти весь вечер. Приютил нас турок — Али владелец уютного ресторана «Ривьера Вью». Место это популярно среди туристов которые часто приезжают сюда летом на арендованных автомобилях с побережья. Летом тут не так жарко как у моря. Возле дома Али небольшой сад где мы и разбили свой лагерь. Ресторан располагается на ветвях огромного дерева-очень приятное и интересное место!

Али с женой и  дочкой

Али отлично говорит по английски, разводит рыбу и птицу. Мы прогулялись по деревне до магазина где закупились вином и сладостями. Ужин приготовили на кухне у Али из наших продуктов, посидели у него в ресторане, и пообщались.

Домик в Бейчике

мечеть

Кемпинг в саду у Али

Али рассказал о себе и свой семье и о турецких нравах. Например женятся тут молодые люди только отслужив в армии, чтобы жениться надо быть богатым человеком и заплатить семье жены около 10 000 евро + оплатить церемонию, а это еще не менее 5 000 евро, в общем получается не мало! А жить вместе до брака запрещено! Подобные традиции действуют в большинстве мусульманских стран!
Похолодало, всю ночь накрапывал дождик и утром палатки были все в пыльце яблонь и слив под ветками которых мы разбили лагерь! Завтрак готовили уже на костре, Али не разрешил на халяву тратить его газ.
Я рекомендую ресторан «Ривьера Вью» как место для остановки на треке, Али очень приятный и ненавязчивый человек, он так же сам представился горным гидом и сказал что водит людей по Ликийской тропе. Хочу отметить что его кемпинг- место очень приятное и безопасное,туалеты и души чистые, мы оставляли все свои вещи без присмотра в лагере и уходили гулять по деревне.

Наступил 6-й день трека, сегодня мы должны были дойти от Бейчика до Чералы, по карте это довольно внушительное расстояние. Али утверждал, что мы дойдем до Чералы за 3 часа, верилось в это с трудом судя по расстоянию на карте. Сразу за Бейчиком тропа ушла в горы и проходила по довольно живописной местности сбрасывая высоту.

Тахталы в облаках

За 3 часа мы вышли только к д. Улупинар, последние 2-3 км до деревне мы прошли по асфальтовой дороге, этот участок не особенно интересен, далее мы пересекли автотрассу  и вышли в туристическую зону. Вокруг протекающей здесь речки расположилось множество уютных ресторанов, в которых предлагают блюда из форели,которую можно тут же наловить самому.Мы вышли на маршрут уже в самом конце поселка недалеко от ресторана Шале, популярного среди русских туристов. Итак мы были в пути уже около 4х часов, а до Черал оставалось еще полпути по карте.

речка по Улупинаром

Сразу за поселком мы пересекли в брод небольшую реку, глубина была чуть выше колена и брод трудностей не оставил, далее тропа сделала финальный рывок вверх и, чуть больше чем за полчаса, мы вышли на горных хребет с которого открылся прекрасный вид на Тахталы и на море. На этом самом хребте находятся знаменитые верхние огни Химеры. Радость переполняла нас. Прекрасный вид, удовлетворение от проделанной работы и предвкушения отдыха на море…

вид на море от «верхних огней Химеры» внизу поселок Чералы

Химера или «Горящая гора» (Yanartas) расположена недалеко от местечка Чирали и знаменита своими огнями на склоне горы, это явление возникает из-за выделения и возгорания природного газа.  В античные времена моряки ориентировались по огромным ярким языкам пламени, выстреливающим высоко в небо,сегодня огонь уже не такой сильный, он по-прежнему остается удивительным явлением природы.
Это место было упомянуто Гомером в «Илиаде». Как гласит история, герой Беллерофонт, изгнанный из Аргоса в Ликию, убил своей стрелой Химеру – чудовище с головой льва, туловищем козла и хвостом змеи – и сбросил её внутрь горы Олимп. Это и послужило появлению загадочных языков пламени.

верхние огни

нижние огни крупнее и более популярны чем верхние.

Зрелище действительно интересное, огонь можно буквально раскопать из поверхности горы. Осматривать это место лучше ночью после наступления темноты. Спуск до площадки с нижними огнями занял у нас минут 15, соответственно на подъем уйдет около получаса.  Итак мы спустились к нижним огням а потом и ко входу в парк, где с нас снова содрали плату за вход, как мы не отнекивались.
После 6 дней трека мы вышли на берег моря в селении Чераллы.

Чералы — просто райское местечко, по сравнению с каким нибудь Кемером. Тут мы отдохнули один день после нашего похода. Расположившись в небольшом пансионе с названием Харун Пансион  у приветливого Харуна. За просторную комнату с кондиционером мы заплатили около 70 $  на 4 х человек , завтрак был включен в стоимость. Кроме нас в отеле не было никого, и мы чувствовали себя хозяевами этого места, особенно если учесть, что настоящий хозяин появлялся тут только утром чтобы накормить нас вкусным завтраком!
Недалеко от Черал находится знаменитый Олимпос с  его разрушенным древнем городом и пресловутыми «домами на деревьях «. Именно эти дома и привлекли нас в это место! На проверку это оказалось просто банальным туристическим разводом. Эти дома представляют собой простые деревянные бунгало без удобств, которые втридорога предлагают туристам. Причем туристы в них охотно селятся, правда туристы преимущественно- местные. Видимо для турков это определенный колорит! Так что поселок Олимпос представляет из себя туристический балаган, рассчитанный на  туристов, преимущественно молодежь. Изначально мы хотели поселиться в Олимпосе, в знаменитых «домах на деревьях», но сбежали оттуда через полчаса в спокойные и гостеприимные Чералы!

На этом приятном моменте закончился наш увлекательный поход по турецким горам!
Я крайне рекомендую маршрут «Ликийский путь» всем любителям пешего туризма! Ходить его лучше весной и осенью, палатки и снаряжение брать с собой вовсе не обязательно. Маршрут отлично размечен да и билет в Турцию не так дорог! Сам я обязательно вернусь сюда, чтобы пройти другие участки этого красивейшего маршрута!