Тибетцы называют гору- Канг Ринпоче (Драгоценная Вершина)- священный Кайлас

Поклоняются этому месту и буддисты и последователи ранней тибетской религии Бон. Не менее почитаем Кайлас и среди индуистов, по повериям которых  здесь обитает господь Шива. Все паломники обходят гору по часовой стрелке, за исключением бонцев-они идут против часовой. Этим верующие выражают уважение к силам присутствующим здесь. Подъем на вершину горы запрещен, тем не менее несколько попыток было совершено, хотя ни одна из них не увенчалась успехом.

На кору выходим на рассвете. Ночка выдалась тяжелой, голова просто раскалывалась, но впереди были первые 22 км коры.
Стартуем около 7, на первых километрах выглядывает солнышко и идти становиться теплее!

Дальше  на пути встречаем множество молитвенных флагов, это первое место откуда становится видно Кайлас.   На коре нас все время сопровождали собаки. Поначалу думали что они голодные и хотят чтобы их покормили, но от пищи они отказывались и просто шли с нами рядом! Наверно накапливали благие заслуги!!!

Через полчаса выходим к Тарбоче. По местным повериям это центр вселенной. Каждый год на буддийский праздник Сага Дава (день рождения, просветления и паранирваны Будды) тут собирается много паломников и туристов. Сейчас мы здесь одни. Октябрь тут уже не сезон и народу очень мало! У Тарбоче находиться формальный вход на кору небольшие ворота — Chorten Kangnyi. Паломник должен пройти через них, оставив часть волос или ногтей, так мы и поступаем. Чуть правее Тарбоче, на возвышении находиться древнее кладбище, где тела по древнему тибетскому обычаю разрубают на части отдают на съедение птицам. Километром дальше в ряд выстроились 3 ступы,об их возрасте можно только гадать.

С Тарбоче первый раз открывает свой лик священный Кайлас

Идем дальше, по левую руку на холме небольшая Чукку гомпа. Во время культурной революции она, как и большинство тибетских монастырей, была разрушена и теперь восстановлена. Недалеко от гомпы встречаем группу французских туристов которые идут…назад! Мы удивлены и спрашиваем причину. Они говорят что выпал снег и перевал закрыт, им пришлось вернуться. Но мы заранее осведомлены что перевал действительно закрыт, но только для вьючных животных-им не пройти, мы надеемся преодолеть перевал отправив наших яков с поклажей назад в лагерь и взяв с собой только самое необходимое!
К обеду выходим к западной стороне Кайласа. Место это называется Гуру Ринпоче Палдор и связано с великим махасидхой Падмасамбхавой, укрепившим буддизм в Тибете. Горы здесь образуют как бы зеркало, место это считается местом исполнения желаний!

На место первой ночевки выходим около 5 часов вечера.
Лагерь мы разбили у северной стороны горы рядом с монастырем Дирапук. От Дарчена сюда около 22 км. Тропа легко читаема и практически без крутых перепадов, только большая высота делает дорогу утомительной! По приходу в лагерь мы сразу отрубились от усталости в нашей палатке. Позже нас ждал ужин с любовью приготовленный нашим поваром Пемпой и сон в палатках при температуре минус 15 градусов.

Весь следующий день мы никуда не торопились, и провели его осматривая Дирапхук гомпу и окрестности.
Дирапхук гомпа построена вокруг так называемой пещеры рогов ячихи -древней ритритной пещеры в которой практиковали аскеты более 7 веков! Многие паломники проводят в этой пещере ночь надеясь на исполнение их желаний.
Храм был разрушен во время китайского вторжения в Тибет и сейчас восстановлен. Тут живет и практикует несколько монахов, комнаты сдаются для паломников. Вокруг гомпы большое количество ступ с буддийскими реликвиями.

После осмотра гомпы мы прогулялись непосредственно к подножию Кайласа. Северная сторона единственная где можно подойти максимально близко к подножию горы.  Эта часть горы темная и освящается солнцем только на рассвете!
Путь к небольшой ступе сложенной из камней занял у нас около 3х часов, пришлось сделать большой крюк чтобы обойти речку.

Наши палатки зеленеют вдалеке, тем не менее путь сюда занял около 2х часов, прямо под снегом течет река, неверный шаг и можно провалиться под лед

В лагерь вернулись уже к вечеру. Ночь я провел в промерзшей палатке, и вылез из нее, чтобы сделать вот этот кадр

На утро выходим на перевал-самую ответственную и сложную часть коры. Животные пройти этот участок не смогли и мы отправили весь наш лагерь и повара Пемпу назад в Дарчен. Сами же налегке пошли вверх на перевал. Эта чать пути была самой сложной. Помимо крутого подъема мы преодолевали высоту 5600м. По дороге к перевалу мы встретили местных паломников которые передвигаются с легкостью и проходят кору за 1 день!

На пути к перевалу есть место, где люди оставляют часть своей одежды как символ очищения от грехов, где-то там осталась моя любимая синяя майка! Мы прошли мимо так называемой долины смерти Ямантаки, куда можно входить только после 12 кор вокруг горы. Еще несколько километров и мы на перевале Долма Ла 5650 м. Самая тяжелая часть пути позади!!!

Сразу за перевалом находиться живописное озеро.
Паломники индуисты берут воду отсюда и относят ее в священное озеро Манасаровар, которое мы посетим позже, в октябре озеро уже покрыто льдом и спуск туда весьма опасен, хотя и возможен

После перевала мы ещеоколо 3х часов шли до места ночевки, сначала тропа уходила вниз по очень живописной долине, где мы испытывали сильное чувство присутствия неких сил. Мы встретили старенькую тибетскую паломницу которая шла кору с простираниями. Дальше долина уходила на юг и мы шли до темноты перескакивая с кочки на кочку несколько раз пересекая ручьи. На ночевку остановились в Зутрулпук гомпе. Добрались туда уже затемно, в общей сложности пройдя более 20 км, сразу завалились спать.

Утром нам предстоял самый легкий и короткий участок пути-назад в Дарчен. Всего около 13 км.
Вышли на рассвете. Тропа была легкой без крутых подъемов, вышло солнышко, на душе было пряно от пройденного пути и прикосновения к святыням Тибета.

К полудню на горизонте замаячил Дарчен. Каждый метр коры мы проделали на своих ногах. Из всей нашей группы только американка Сью не смогла преодолеть перевал и вернулась обратно в Дарчен на лошади, а наш тибетский гид Рензин прошел кору аж 2 раза за эти 3 дня, пользуюсь чудесной возможностью очистить свою карму! В Дарчене мы прошлись по местным лавкам купив пару безделушек на память, пообедали сделали пару памятных кадров и отправились дальше на джипах. Впереди у нас было 2 дня на берегах священного озера Манасаровар…