Треккинг по горам Абхазии,  вторая часть рассказа

«Медвежьими тропами к Рице»

В этой части рассказа текста намного больше чем фото — маршрут был немного экстремальным, так что главной целью было остаться в целости и сохранности и было уже не до фотографий…

Итак, первые два дня треккинга в Абхазии прошли достаточно спокойно и интересно.
На рассвете третьего дня мы покинули пастуший балаган в долине 13 водопадов и направились на перевал.
Снизу перевал казался вполне проходимым и даже пологим, но беспокоило наличие на нем снега.
Мы изучили перевал в бинокль и вроде как показалось, что сбоку от снежника есть проход.
Когда мы подошли ближе, картина кардинально поменялась.

Для начала как всегда получилась не состыковка расстояний, снизу все кажется намного ближе и проще.
Поднявшись по течению ручья тропа начала набирать крутизну, постепенно подъем становился круче и круче.
В результате мы карабкались почти ползком держась за траву. Вниз смотреть уже не хотелось!
Балаган, в котором час назад мы ели кашку, выглядел уже совсем крошечным, а мы ведь еще даже не дошли до снежника.

И вот он прямо перед нами. То что снизу казалось обходом вокруг, на деле оказались скалы круто уходящие вверх. Мы попытались подняться по ним, чтобы обойти снег, но безрезультатно.
Вниз спускаться не хотелось, крутой спуск и мокрая трава делали эту перспективу крайне опасной.
Решили выходить на снег. Уклон был порядочный,снег подтаявший, под снежником течет река-есть риск провалиться! Короче тут мне было уже не до фото!
В общем с горем пополам мы преодолели первый участок снежника, и вышли на камни.

Тут мне было не до композиции, это фото показывает где нам пришлось идти,
в разрезе ущелья виднеется балаган.

Вот по такому рельефу приходилось идти. Уклон около 40 градусов, подтаявший, скользкий снег, пройти по краю не получалось никак. В общем идти было достаточно стремно, у нас были треккинговые палки, но лезть сюда без легких кошек я не рекомендую.

Вова смотрит на Агепсту

Впереди просматривался второй участок покрытый снегом, и обойти его тоже не было возможности.
Смотреть вниз было просто страшно. Старался не думать о том, что один единственный неверный шаг может привезти к падению! Уклон  большой, снег скользкий, остановиться с 20 кг рюкзаками было бы очень сложно. Пройти здесь было бы плевым делом если бы у нас были кошки, но их не было!

Почему мы оказались в такой ситуации?

В отчете которым мы пользовались для разработки маршрута ни слова не было про снег, пересмотрев потом этот рассказ и фото мы действительно не увидели и следа снежника…
Но автор шел тут в конце августа, а мы шли на месяц раньше, да и зима по словам местных выдалась снежная!
Короче, это было для нас полной неожиданностью. Но вариантов к отступлению уже не было, спуститься там
где мы уже поднялись было абсолютно нереально!
Итак, второй раз выходим на снег и идем вверх. В общей сложности нам пришлось не менее 300 метров
пройти по снежнику под большим уклоном!

Когда наши ноги коснулись камня, мы вздохнули с облегчением. Здесь вода проделала в снегу проталину
по которой мы продолжали подъем вверх. Тропа становилась круче и мы уже карабкались по руслу.

И вот мы на перевале! Скидываем рюкзаки и валимся на землю! Видимо запас благой кармы еще не исчерпан!

Высота на перевале около 2300м, на 600 метров выше чем в балагане.
По ту сторону перевала расположен большой котлован, на дне которого  еще был снег.
Сюда отлично вписалось бы озеро, но его нет видимо вода уходит в ущелье.

Позади хорошо видно Агепсту, за ней граница с Россией.

После небольшого отдыха двигаемся дальше. Проходим котлован траверсом по левому краю, и выходим на второй перевал самый высокий на нашем треке. Высота около 2500м. При подъеме выходим на тропу которая то теряется то появляется снова. Это радует, значит тут ходят люди!
Слышим шум падающих камней- на соседних скалах прыгают туры-дикие горные бараны.
Очень интересно наблюдать за дикими животными. Они преодолевают абсолютно неприступные скалы всего несколькими прыжками. К сожалению сфотографировать их не получилось, с собой не было теле объектива.

Мы на втором перевале. Отсюда по словам Резо «видно Малую Рицу», но ее не видно и не видно даже большую!

Зато долина очень живописная! Вид со второго перевала, большая Рица слева за седловиной.
Домик охотника справа на границе леса у подножия холма.
Решаем дойти до него а там уже сориентироваться на местности.

Вид на перевал с которого мы спустились

Мы идем вниз в долину к домику охотника, который приветливо поблескивает крышей на опушке леса.
Домик этот представляется мне уютной хижиной на открытой полянке залитой солнечным светом. На деле все оказалось совсем по иному.

На спуск мы заложили не более 2 х часов на деле шли больше, правда мы не спешили.
При спуске мы то и дело натыкались на тропу, которая то появлялась то исчезала самым неожиданным образом.
Вокруг были величественные пейзажи. Тропа играла с нами злые шутки вот она есть и тут же обрывается без следа. Тут то мы и поняли, что это не человеческие тропы, а следы животных. И возможно даже медведей — примятая трава заканчивается лежбищем.
Путаясь в траве по пояс и цепляясь за корни рододендронов, мы наконец-то спустились к руслу речки Турбаза. Солнышко припекало, вокруг постоянно роились слепни, кусая открытые участки тела буквально каждые 10 секунд.
У реки мы делаем длительный привал, готовим суп и чай на горелке, купаемся. Тут я особенно хочу отметить Абхазские реки. На протяжении всего похода мы пили сырую воду из ручьев и ни разу не столкнулись с расстройством желудка, реки здесь удивительно чистые!
Немного отдохнув и набравшись сил продолжаем наш путь к домику охотника.
Он уже совсем рядом и мы надеемся дойти до него минут за 20-30. И тут мы столкнулись с Абхазским разнотравьем. Никакой тропы к домику не было вообще и нам пришлось идти напрямик через высокую траву, местами достигавшую 2х метров. Через каждый шаг мы встречали колючки и заросли борщевика, постоянно жалили слепни, а один раз даже наступили на осиное гнездо.
Несколько раз перейдя речку, мы оказываемся на прямой до домика охотника, и даже появляется что то типа тропы- примятая трава.
И тут нас ждала неприятная встреча. Ломясь через заросли травы мы спугнули…медведя.
Хорошо, что это мы его спугнули, а не он нас. Косолапый ломанулся в кусты. А мы даже не успели толком перепугаться.
Тут мы поняли, что места тут совсем дикие. Благо до домика оставалось всего 50 метров.
Ускоренным шагом мы добрались до укрытия.
На проверку это оказался не совсем домик, а скорее капитальный шалаш!
И стоял он не на живописной полянке а в 2х метровых зарослях крапивы со все сторон.
Тропа к нему была только одна -та по которой мы пришли!

Но теперь хотя бы у нас было убежище от медведя.
В домике было все необходимое для жизни, очаг, казан,топор, одеяла,запас сухих дров и много разной еды подвешенной к потолку.

Интерьер домика. спальники и пенки наши все остальное общественноеimg_3317

В балагане так же был запас спичек, свечи, старые но работающие фонарики, бинты.
На двери надпись- Будь Человеком. В целом после встречи с медведем мы были очень рады этому убежищу!
Тут я немножко расслабился и присел на пенек, поворачиваю голову вбок, и вижу…животное???
сначала с трудом врубаюсь в ситуацию и тут до меня- городского жителя доходит, что в 50 метрах из зарослей на меня смотрит медведь! Вот это встреча!
После изучения нас, мишка не торопясь и без суеты продолжил свой путь! Нда… и кто тут на кого охотится в этой долине!
Мы оба знали, что встреча с медведем в дикой природе, лицом к лицу без огнестрельного оружия, практически не оставляет нам шансов.
А тут еще удаленная долина, в которой явно никто не ходит и полное отсутствие связи. Забрались так забрались!
Но ничего, прогоняем дурные мысли, готовим еду на костре, и поддерживаем друг друга дружеской беседой. На душе становится теплее. Перекусив подбрасываем больше дров в костер, в надежде, что он отпугнет медведя и ложимся спать.
Я уже проваливаюсь в какой то фантастический сон и резко просыпаюсь от того, что Вова тормошит меня с криками МЕДВЕДЬ!!!!
В дверь кто-то ломится с ужасным грохотом.Конструкция двери открывается наружу и мы заперли ее изнутри палкой.
После неудачной попытки проникнуть в наше жилище, мишка удаляется с громким топотом!
Сон как ветром сдуло. Долго пытаемся уснуть прислушиваясь к каждому шороху, а их здесь навалом.
Из каждого угла доносятся звуки-это мыши атакуют запасы еды до которых могут добраться.
Один из шорохов раздается совсем рядом с заметной периодичностью, включаю фонарь и на нас немигающим взглядом смотрит какой то грызун.
20 см в длину с большим пушистым хвостом и большими глазами.
Не боясь света фонарика он продолжает прогрызть мешок с продуктами подвешенный к потолку!
К сожалению не знаю, что это был за зверек, но он так всю ночь и хрустел над нашими головами.

На утро проснулись отдохнувшими и полными сил. Впереди стояла дилемма, как идти дальше.
Тропы вниз по Турбазе явно не было видно, ломиться через заросли крапивы не хотелось! Решаем идти заранее выбранным маршрутом.
Но чтобы выйти на его точки GPS надо существенно вернуться назад по высокому разнотравью!
Вова, изучив карту на, предлагает иди наперерез в горку прямо от домика охотника. Прямо туда где вчера бродил медведь.
В ближайшей видимости подъем не очень крутой и мы решаемся на этот маршрут. Это был еще один безрассудный и опасный поступок!
Поначалу подъем был и в правду не очень крутым, но потом становился все круче и круче пока мы не вышли из лесной полосы и оказались на открытом участке.
Тут подъем стал совсем крутым, и мы буквально ползли на брюхе цепляясь за кустарники низкого рододендрона.
20 килограммовые рюкзаки тянули нас назад. Было пару действительно стремных моментов во время нашего подъема, в качестве опоры мы использовали корни невысоких кустов рододендрона. Через полтора часа такого подъема вы выходим на гребень горы.

Ура, Бог снова на нашей стороне. Это был действительно очень опасный подъем.
С горы отличный вид, видно г. Пшегишву, немножко виднеется большая Рица. Теперь хотя бы понятно в каком направлении двигаться.

за этими горами долина 13 водопадов и Агепста

Идем дальше по гребню и спускаемся в долину р. Ацетука. Теперь нам предстоит идти вниз по ее течению до впадения в Рицу. Еще при спуске в долину сталкиваемся с чрезмерно крутым склоном, пока можно идти- идем,
цепляясь за траву, тут склон становится совсем крутым и Вова съезжает вниз. Неудачно приземляется и сильно рассекает себе руку об острые камни.
Я скидываю рюкзак вниз и отправляюсь следом, приземляясь более удачно напарника. Делаем Вове перевязку!
Теперь маршрут более мене ясен-вниз по течению реки, но никаких троп нет и в помине, есть только речка с крутыми берегами.
Еще 2 часа мы продираемся через высокое разнотравье, громко крича через каждый шаг чтобы ненароком не наткнуться на медведя.
Солнце просто шпарит, слепни атакуют.
Вспоминаю передачу «выжить любой ценой » на канале Дискавери и понимаю, что я реально оказался в подобных условиях.

Мы начинаем спуск по р. Ацетука. Идем прямо по руслу по воде, каждые 5 метров пересекая ее пытаясь найти сухой участок. Тут нас ждали новые испытания в виде больших обрывов и водопадов.

Каждый поворот русла мог таить опасность! И вот мы подошли к первому водопаду.
Высота более 3х метров, как то спуститься по руслу невозможно, вокруг крутые скалы.
Собираемся с мыслями и лезем в обход, рюкзаки кидаем отдельно а сами съезжаем на заднице по влажной траве, первое препятствие пройдено.
Идем в неопределенность, не знаешь — а вдруг за следующим поворотом водопад типа Гегского. И вот оно следующее препятствие.
Двойной водопад, в общей сложности не менее 10 метров. Что делать непонятно.
Решаем идти в обход по отвесным скалам. Рюкзаки сбрасываем вниз. Вовин удачно приземляется на сухое место,  мой плюхается прямо в русло реки!!!
Немедленно начинаем опасный спуск и через несколько минут я выуживаю свой рюкзак из речки. Теперь он в 2 раза тяжелее. Это отличный повод для привала, Делаем чай на горелке, я выжимаю и раскладываю все вещи сушиться на солнце. Через 40 минут упаковываю все назад — почти все вещи просохли, и мы продолжаем наш путь.

По руслу реки мы шли 6 часов, включая отдых и привалы.
По GPS с начала нашего спуска до Рицы по прямой 4.5 км. за 6 часов мы прошли 3 км.
Решаем идти до темноты и если не дойдем то вставать с палаткой на берегу.
Около 7 вечера видим отличное место оборудованное кем-то под лагерь, место для одной платки и кострище.
Это просто подарок-единственное ровное место на всем нашем пути! Решаем заночевать тут!
Вечер проходит вполне приятно за гречневой кашкой с рыбными консервами и вкусным чаем.
Шум горной реки убаюкивает и мы заваливаемся спать в моей 1 местной палатке, так как  Вовина  не вписывается в площадку.
Утром настроение бодрое, осталось всего 2 км до Рицы и мы с энтузиазмом продолжаем путь, конечно только после плотного завтрака из рисовой кашки с курагой!
Маршрут продолжается в том же ключе, по руслу реки прямо по воде.
В общей сложности часа за 3 мы наконец то выходим к водозаборным сооружениям обозначенным на карте GPS.

Камень падает с плеч! мы вышли к людям. На радостях обнимаемся с напарником, было сложно но мы сделали это. Дальше тропа еще немножко идет через лес и выходит к даче Сталина на берегу Рицы.
От сюда уже идет асфальтированная дорога, по которой мы продолжаем наш путь до «молочного водопада» и дальше до пляжа на берегу озера.
Здесь мы с удовольствием купаемся и едим мороженное!!!

Уже вечереет и надо как то выбираться с Рицы, бродим по парковке возле водопада в поисках попутки.
Находим маршрутку с туристами которая едет в Пицунду, у них есть свободные места и мы вписываемся к ним за минимальную сумму. На обратной дороге еще и делаем остановку на туристических достопримечательностях маршрута- водопаде девичьи слезы и медовой пасеке,
оказалось, что здесь работает парень, который подвозил нас наверх, радостно приветствуем его! На закате приезжаем в Пицунду.

Какие выводы можно сделать из нашего похода? стоит ли ходить по таким местам?
Конечно стоит…но надо более обдуманно относится к маршруту и снаряжению.
Мы бы намного легче прошли маршрут будь у нас легкие кошки и хорошие веревки. Не обойтись тут без GPS  навигатора. Ну и конечно серьезную опасность представляют медведи!!!
Для себя я понял, что надо более детально прорабатывать маршрут если идешь без проводников и быть готовым к экстремальным ситуациям!

Помимо этого маршруты мы планировали сходить на оз. Мзы и в долину 7 озер, но после этого трека энтузиазма у нас поубавилось, к тому же мой напарник получил травму, так что мы отправились в цивилизацию накладывать швы
и оставшуюся неделю провели в пляжном отдыхе и осмотром достопримечательностей Абхазии которых к слову очень немало.